Preview

Moscow Pedagogical Journal

Advanced search

СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА В ДУХОВНЫХ ШКОЛАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Abstract

Аннотация

Актуальность. Актуальность темы статьи заключается в том, что роль церковнославянского языка в духовно-нравственном воспитании современной молодежи чрезвычайно велика. Церковнославянский язык на протяжении более чем тысячи лет был хранителем русского и других славянских языков. В XXI веке особую актуальность приобретает вопрос о судьбе церковнославянского языка, его роли в жизни современной России, преподавании языка в условиях модернизации современного духовного образования.

Цель – проанализировать и обобщить актуальные проблемы, связанные с современной практикой преподавания церковнославянского языка в духовных школах Русской Православной Церкви.

Методы исследования. В процессе исследования применялся метод сравнительного анализа – при обзоре различных мнений по указанному вопросу. Метод обобщения, синтеза и богословской интерпретации – для формулировки выводов и выявления литургического статуса церковнославянского языка. В статье выявляются положительные и отрицательные тенденции различных образовательных моделей, подчеркиваются особенности современной методики преподавания, приводятся рекомендации ведущих специалистов в данной области.

Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Новизна исследования заключается в том, что автор синтезирует традиции и современные методики преподавания.

Результаты исследования. В процессе обучения церковнославянскому языку необходимо взращивать в студентах уверенность в том, что церковнославянский язык не теряет своей актуальности и представляет собой большую ценность, как для самого образовательного процесса, так и для богословской науки в целом.

Выводы. Учитывая некоторые ошибки прошлого, можно выстроить оптимальную программу обучения церковнославянскому языку, для реализации которой нужны высококвалифицированные преподаватели. Данная дисциплина в программах духовных семинарий и академий актуализирует прошлое в настоящем.

About the Author

Максим Архипов
Сретенская духовная академия, Московская духовная академия
Russian Federation


References

1. Borisova T. S. Church Slavonic as a language of knowledge of God: on new approaches to teaching linguistic disciplines for students of non-philological specialties // Christianity and Pedagogy: Materials of the III International Scientific and Practical Conference / ed. arch. Vadim Ershov. 2019, pp. 16–26.

2. Budeiko V. E. About some features of textbooks of the Church Slavonic language. Modern problems // Annual theological conference of the Orthodox St. Tikhon Humanitarian University: materials of the conference. No. 29, 2019, pp. 224–228.

3. Gorky M. A. Collected works: in 30 volumes. M .: State. Publishing House of Artists. lit., 1953. T. 27. 590 p.

4. Zhuravlev VK Church Slavonic language in modern Russian national school. M., 2002. 116 p.

5. Karpenko L. B. Linguistic and didactic principles of teaching the Church Slavonic language // Annual theological conference of the Orthodox St. Tikhon Humanitarian University: conference materials. No. 30, 2020, pp. 243–245.

6. Kravtsova M. The experience of teaching the Church Slavonic language and Old Russian literature at school and university // Ethnodialogs. No. 2 (56), 2018, pp. 201–206.

7. Laryushkin S. A., prot. On the issue of teaching Church Slavonic at basic training courses for monastics: from work experience // Orthodox Church Science - traditions, innovations, current contexts: a collection of articles based on the materials of the annual scientific and theological conference, 2019. P. 76–84.

8. Likhachev D.S. Russian language in worship and in theological thought // Russian Renaissance. 1997. No. 69–70. pp. 41–45.

9. Makeeva S. G., Guseva A. M. Introduction to the Church Slavonic language in the study of the foundations of Orthodox culture // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. No. 6, 2017, pp. 82–85.

10. Nelyubov B. A. Methodological guide to the Greek language for the Theological Schools of the Russian Orthodox Church. Round table on religious education of the Russian Orthodox Church. M., 1996. 65 p.

11. Strutsky A. V. Formation of linguoculturological competence of students in the courses of the Church Slavonic language // Young scientist. 2021. No. 41 (383). pp. 105–112.

12. Tyurin A. P. The use of eye tracking in the development of educational materials with mobile access for teaching the Church Slavonic language // Annual theological conference of the Orthodox St. Tikhon Humanitarian University: conference materials. No. 30, 2020, pp. 253–256.


Supplementary files

Review

Views: 149


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)