Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2020-3-40-49

Аннотация

Цель. Выявление педагогического потенциала учебного процесса по формированию профессиональной готовности студентов к межкультурной коммуникации, включающего методическое обеспечение, которое стимулирует развитие межкультурной компетентности. Процедура и методы. Методами исследования явились: теоретический анализ научных публикаций; анкетирование; статистическая обработка данных анкетирования; анализ учебной деятельности студентов. Результаты. Авторы статьи пришли к выводу, что с целью развития личности студента и формирования его профессиональной готовности к межкультурной коммуникации необходимо соблюдать особые условия: осуществлять обучение иностранному языку, уделяя особое внимание процессам коммуникации в стране изучаемого языка; использовать смоделированные коммуникативные ситуации; углублять фоновые знания. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования позволят в дальнейшем создавать комплексы программно-методических материалов, реализуемых в аудиторных и внеаудиторных формах работы и позволяющих студентам осуществлять рефлексию профессиональной готовности к межкультурной коммуникации.1

Об авторах

Б. Г. Солдатов
Донской государственный технический университет
Россия


Н. В. Солдатова
Российская таможенная академия, Ростовский филиал
Россия


Список литературы

1. Алкезуини М. М. М., Джафар М. С. Д., Лыгина М. А. Социальная адаптация иностранных студентов в российском вузе: проблемы и пути решения (на примере Пензенского государственного университета) // Межкультурная коммуникация в современном мире: сборник научных статей V Международной научно-практической конференции иностранных студентов, г. Пенза, 15 декабря 2016 г. / под ред. Ю. А. Шурыгиной. Пенза, 2016. С. 60-65.

2. Ачилов А. Н., Макарова Е. В. Развитие коммуникативной культуры иностранных студентов в образовательной среде российских вузов // Межкультурная коммуникация в современном мире : сборник научных статей V Международной научно-практической конференции иностранных студентов (г. Пенза, 15 декабря 2016 г.) / под ред. Ю. А. Шурыгиной. Пенза, 2016. С. 10-14.

3. Ветошкина Е. Н., Колхонян Н. В. The Concept of Socio-Cultural Competence and its Role in Education of Foreign Language // Символ науки. 2018. № 12. С. 66-68.

4. Гурбангелдиева М. Г., Аверьянова Н. А. Специфика воспитательной работы с иностранными студентами // Межкультурная коммуникация в современном мире: сборник научных статей V Международной научно-практической конференции иностранных студентов (г. Пенза, 15 декабря 2016 г.) / под ред. Ю. А. Шурыгиной. Пенза, 2016. С. 18-21.

5. Муфтахудинова Р. Р., Шаяхметова А. А. Россия глазами иностранцев: создание образов без штампов и клише // Межкультурная коммуникация в современном мире : сборник научных статей V Международной научно-практической конференции иностранных студентов, г. Пенза, 15 декабря 2016 г. / под ред. Ю. А. Шурыгиной. Пенза, 2016. С. 25-31.

6. Подгорбунских А. А. Лингвосоциокультурный метод для формирования межкультурной компетенции студентов // Профессиональное педагогическое образование. М., 2015. С. 48-51.

7. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2008. 266 с.

8. Сафонова В. В. Вузовский УМК по иностранному языку как инструмент диалога культур в глобализированном мире // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 1. С. 38-50.

9. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2008. 146 с.

10. Юй Ч. Подготовка студентов к межкультурной компетенции // Молодой учёный. 2012. № 12. С. 586-588.

11. Beketova A. P., Kuprina T. V., Petrikova A. Development of Students’ Cross-cultural Communicative Tolerance in the University Multilingual Educational Environment // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 2. Pp. 108-120.

12. Soldatov B., Soldatova N., Revyakina N. Developing Linguistically and Culturally Diverse Students Competence: Research and Teaching Practice: monograph. Saarbrucken : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. 73 p.

13. Keshtova O. K., Marnat O. B., Terekhova Y. Z. Lingvo-professional Approach to Cross-cultural Communication and Practice-oriented Methods of Teaching Cross-cultural Communication Skills // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 159-161.

14. Melchers G. Englishes in Multilingual Contexts: Language Variation and Education // TESOL Quarterly. 2016, vol. 50, iss. 1, pp. 266-268.

15. Soldatov B., Soldatova N. The importance of Cross-cultural competence development through foreign language teaching // Languages and cultures in the world of today: proceedings of the III International conference of students, postgraduate students and young researchers, Taganrog, October 25th-26th, 2017. I. I. Danilova et al. Rostov-on-Don, Taganrog, 2017, pp. 123-128.

16. Soldatov B. G., Soldatova N. V. Profession oriented foreign language communicative competence forming: modern teaching technologies and methods // Topical Issues of Contemporary Professional Education: proceedings of the First International Conference-Forum. Yekaterinburg, 2014, pp. 59-68.

17. Suvorova S. L., Khilchenko T. V. Practical Guidelines on Conducting Cross-cultural Training at University // Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Educational Sciences. 2019. Vol. 11. No. 1. P. 48-52.

18. Tareva E. G., Tarev B. V. Cases of Cross-cultural Communication: New Approach to Design // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2018. № 10. P. 1699-1710.

19. Zheltova E. P., Yusupova L. G. Cross-cultural communication: hot topics and prospects for change in non-linguistic universities // Российский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4. С. 339-347.


Рецензия

Просмотров: 67


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)