Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2020-3-15-28

Аннотация

Цель. Определить роль и место экологического образования в социально-жизнедеятельностном процессе развития личностей детей дошкольного возраста на основе результатов исследования, отражающего эффективную организацию экологического образования в ДОО. Процедура и методы. Авторами произведён теоретический анализ эмпирического материала (феномен дошкольного экологического образования), результатов анкетирования родителей дошкольников по вопросам экологического образования (до и после внедрения проекта «Библиолаборатория инновационной экологической работы»). Педагогические методы исследования - анализ, синтез, анкетирование, педагогический мониторинг. Результаты. Эмпирически проверено утверждение об эффективности межведомственного взаимодействия учреждений образования (дошкольные отделения образовательных комплексов) и культуры (детские публичные библиотеки) в части экологического образования. Доказано, что экологическое образование выступает фундаментом развития личности ребёнка-дошкольника. Теоретическая и/или практическая значимость. Авторы обобщили значительный массив педагогического материала по вопросам дошкольного экологического образования, данных анкетирования до и после эксперимента, а также сформулировали предложения по использованию новых форм организации эффективной экологической работы в условиях взаимодействия учреждений образования и культуры.

Об авторах

М. Б. Зацепина
Московский государственный областной университет
Россия


В. С. Головачев
Московский государственный областной университет
Россия


А. Л. Третьяков
Московский государственный областной университет
Россия


Список литературы

1. Артамонова Е. И. Забота международного педагогического сообщества о качестве человеческого потенциала: стратегический подход в свете реальностей ХХІ в. // Педагогическое образование и наука. 2013. № 2. С. 20-24.

2. Богуславская Т. Н. Частно-государственное партнёрство в повышении доступности качественного дошкольного образования // Управление образованием: теория и практика. 2014. № 4. С. 1-19.

3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2010. 112 с.

4. Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность. М., 2000. 44 с.

5. Жукова Г. Е. Инновационный подход к организации праздников и досугов для детей дошкольного возраста // Инновации в образовании. Современная психология в обучении: материалы III научно-практической конференции. М., 2014. С. 57-62.

6. Жукова Г. Е., Головачев В. С. Возможности культурно-досуговой деятельности в развитии творческих способностей дошкольников в условиях взаимодействия учреждений образования и культуры // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2019. № 1. С. 105-113.

7. Зацепина М. Б. Формирование культуры досуговой деятельности детей дошкольного возраста // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. 2009. № 3. С. 17-21.

8. Комарова Т. С. Интеграция в эстетическом воспитании детей // Детский сад от А до Я. 2004. № 6. С. 14-24.

9. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Художественная культура: интегрированные занятия с детьми 5-7 лет: книга для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования и учителей начальных классов. М., 2003. 96 с.

10. Комарова Т. С., Москвина А. С., Третьяков А. Л. Роль информационно-коммуникационных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста // Проблемы современного образования. 2019. № 1. С. 143-149.

11. Крамаренко Н. С. Доверие в процессе самореализации личности (постановка проблемы) // Вестник Университета Российской академии образования. 2010. № 5. С. 111-114.

12. Мельников Т. Н., Потанина Л. Т. Поступок как высший уровень развития ценностно-смысловой сферы личности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. № 1. С. 21-28.

13. Москвина А. С., Третьяков А. Л. Инновационный механизм организации правового просвещения обучающихся в современной педагогической теории и образовательной практике // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2018. № 1. С. 86-94.

14. Новикова Г. П. Актуальные проблемы реализации ФГОС ДО на современном этапе // Наука и школа. 2015. № 6. С. 40-48.

15. Потанина Л. Т., Мельников Т. Н., Кузнецова Г. Д. Развитие ценностно-смысловой сферы личности средствами социально-ролевых форм групповой деятельности // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2016. № 4. С. 24-31.

16. Харькова И. В. Структура управления территориальной сетью общедоступных библиотек сверхкрупного города: современное состояние и перспективы совершенствования: дисс.. канд. пед. наук. М., 2001. 178 с.

17. Ходокова Л. А., Вологдина И. В. Игровые технологии как средство воспитания и развития дошкольника // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 2. С. 31-33.

18. Pedagogical auditing in information teaching system for university students / S. A. Bronnikov, V. S. Golovachev, N. I. Roslyakova, E. M. Sukhodolova, A. A. Soloviev // Astra Salvensis. 2018. Т. 6. № S2. Pp. 456-471.

19. The Organization of Ecological Education of Per-school Children by Means of Media Literacy Education: Theory, National Policy, Scientometrics and Vectors of Development / A. A. Demidov, T. N. Melnikov, A. S. Moskvina, A. L. Tretyakov // Media Education (Mediaobrazovanie). 2019. Т. 59. № 4. Pp. 470-481.

20. Study of self-actualization needs of Russian students as a factor of competitiveness in the labor market / E. G. Grudistova, D. A. Pastukhova, A. M. Slinkov, O. K. Slinkova, T. N. Melnikov // Espacios. 2019. Т. 40. № 26. P. 18.


Рецензия

Просмотров: 117


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)