Роль электронной информационно-образовательной среды в системе высшего образования
https://doi.org/10.18384/2310-7219-2022-2-71-85
Аннотация
Актуальность исследования обуславливается активным использованием электронной информационно-образовательной среды (далее – ЭИОС) в образовательных организациях. Для продуктивного использования такой среды важно, чтобы каждый компонент ЭОИС использовался студентами наравне со всеми компонентами ЭИОС. При использовании системы важной является необходимость внимательной работы студентов со всеми разделами и процессами среды, т. к. каждый элемент системы носит свою задачу, и каждый раздел электронной среды должен стать интересен студентам в своей области задач.
Цель – выявление уровня активности пользования студентами элементов ЭИОС в 2019, 2020, 2021 гг. и обоснование активности / пассивности использования системы в каждом её компоненте.
Методы исследования. При проведении исследования были использованы теоретические методы (анализ нормативных документов, регламентирующих использование электронной информационно-образовательной среды, анализ полученных статистических данных, систематизация полученного материала), эмпирические методы (беседа, сравнение).
Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость заключается в выявлении более важных элементов при использовании электронной информационно-образователь- ной среды для студентов, а также определении элемента, использование которого минимально. Полученные в ходе исследования данные могут быть полезны руководителям образовательных организаций, преподавателям, студентам и аспирантам, изучающим аналогичную тематику.
Результаты исследования. В результате анализа активности студентов в электронной информационной образовательной среде было выявлено, что характер посещения ресурса в сравнении 2019 (до пандемии), 2020 (в разгар пандемии) и в 2021 гг. (период нормализации образовательного процесса), резко поменялся. Если в 2019 и 2020 гг. наблюдались скачки с активности посещения элементов, то в 2021 г. отмечена тенденция выравнивания посещений студентами всех элементов системы.1
Выводы. В ЭИОС содержатся все самые необходимые элементы для обеспечения качественного образовательного процесса и внеучебной деятельности. Каждый элемент электронной информационно-образовательной среды носит свою задачу, которая призвана улучшить информационную обеспеченность каждого участника образовательных отношений. Основной целью системы является повышение качества образовательного процесса и реализации образовательных программ. Для реализации цели электронная информационно-образовательная среда ставит перед собой задачи в оперативном управлении образовательным процессом, обеспечении студентов необходимыми ресурсами для освоения образовательных программ, обеспечении взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
Об авторах
Е. М. ДорожкинРоссия
Дорожкин Евгений Михайлович – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры методологии профессионально-педагогического образования
620143, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 11
Я. С. Изюрова
Россия
Изюрова Яна Сергеевна – аспирант 4 курса кафедры методологии профессионально-педагогического образования
620143, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 11
Список литературы
1. Аниськин В.Н., Аниськин С.В., Добудько Т.В. Деятельность преподавателя в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза: особенности и проблемы адаптации // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: материалы XIII Международной научно практической конференции / Самара, 26–27 сентября 2018 г. / под ред. Г.В.Акопова. Самара: Самарский государственный социально-педагогический университет, 2018. С.8–14.
2. Барабанова М.И. Перспективы высшего образования в условиях перехода к цифровой экономике // Технологическая перспектива в рамках Евразийского пространства: новые рынки и точки экономического роста: материалы третьей Международной конференции / СанктПетербург, 26–28 октября 2017 г. / под ред.М.И.Барабановой. Санкт-Петербург: Астерион, 2017. С.388–393.
3. Басаргин А.А. Развитие технологий дистанционного образования в России в начале ХХI в. // Актуальные вопросы образования. Современные тенденции повышения качества непрерывного образования: материалы Международной научно-методической конференции / Новосибирск, 1–5 февраля 2016 г. Новосибирск: Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 2016. С.15–20.
4. Бойкова А.В. Некоторые проблемы перехода на дистанционное обучение в военных вузах в условиях пандемии // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 4-2 (43). С.29–31.
5. Дорожкин Е.М., Лыжин А.И., Федоров В.А. Профессионально-педагогическое образование на современном этапе: состояние, перспективы // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 1 (40). С.14–29.
6. Изюрова Я.С. Проблемы цифровизации образования в высших учебных заведениях // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 25-й Международной научно-практической конференции / 7–8 апреля 2020 года. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2020. С.238–240.
7. Кацко С.Ю. Опыт использования ЭИОС СГУГИТ в процессе взаимодействия преподавателя и обучающихся // Актуальные вопросы образования: сборник материалов Международной научно-методической конференции / Новосибирск, 25–28 февраля 2019 г.: в 3 ч. Ч.1. Новосибирск: Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 2019. С.134–137.
8. Кузнецова А.П., Процукович Е.П. Мониторинг качества образования с использованием ЭИОС БГПУ // Электронная информационно-образовательная среда вуза: опыт создания, тенденции, перспективы развития: сборник материалов научно-педагогической конференции / Благовещенск, 2 марта 2017 г. / под ред. М.Ф.Войцеховской. Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет. С.55–60.
9. Путилов Г.П. Научные основы проектирования и построения информационно-образовательной среды технического вуза [Книга]: дис ... д-ра технических наук : 05.13.12. М.: МИЭМ, 2000. – 123 с.
10. Сафуанов Р.М., Лехмус М.Ю., Колганов Е.А. Цифровизация системы образования // Вестник Уфимского государственного нефтяного технического университета. Серия: «Экономика». 2019. № 2 (28). С.116–121.
11. Сафуанов Р.М., Фархтдинов В.Т., Колганов Е.А. Использование электронного обучения и образовательных технологий // Вестник Уфимского государственного нефтяного технического университета. Серия: Экономика. 2018. № 1 (23). С.104–108.
12. Хадиуллина Р.Р., Галимов А.М. Электронная информационно-образовательная среда вуза как инструмент повышения качества образовательного процесса // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 443. С.241–254.
13. Vershitskaya E.R. Present-day management of universities in Russia: Prospects and challenges of elearning // Educational Informational Technologies. 2020. № 25. P.611–621.
14. Dorozhkin E.M. Electronic learning resources and online education technology: issues of effectiveness evaluation // International Journal of Engineering & Technology. 2018. № 2 (13). P.189–193.