Preview

Moscow Pedagogical Journal

Advanced search

ON THE PROBLEM OF CREATING A PSYCHOLOGICALLY SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT: HOLISTIC APPROACH

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2018-3-13-24

Abstract

The article defines the concept of "psychological safety of the educational environment" (which is not interpreted unambiguously in literature), connected with psychological health of a personality in the whole but not with separate psychological processes. The components of the educational environment are considered. Psychological threats in education are analyzed. The use of a coplex of theoretical (analisis, synthesis) and empirical (observation, conversation, survey) methods enabled to develop the theoretical model of interrelation and interaction of social institutions and other components of educational environment in accordance with the concept of a holistic approach to education. Besides, psychologically safety of this environment is described. The article presents the results of diagnostics of teenagers’ ideas about health, where the most important condition for creating a psychologically safe educational environment is the attitude to health as a value.

About the Authors

Natalia K. Baklanova
Moscow City University
Russian Federation


Tatyana S. Ivanova
Moscow Region State University
Russian Federation


Vyacheslav V. Kolot
Moscow Region State University
Russian Federation


References

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985. 448 с.

2. Альманах института коррекционной педагогики. Архив. [Электронный ресурс]. 2017. № 31. URL: https/alldef/ru/ru/article (дата обращения: 03.09.2018).

3. Бакланова Н.К. К проблеме здоровьесбережения и организации здоровьесберегающей среды // Вестник Российского нового университета. Серия: Психологические науки. Педагогические науки. Иностранные языки. 2013. Вып. 1. С. 152-156.

4. Бакланова Н.К. Психологическое здоровье в структуре профессионального мастерства специалиста социальной сферы // Психологическое здоровье специалиста социальной сферы: коллективная монография / науч. ред. Н.К. Бакланова, Ю.В. Челышева. М., 2014. С. 7-13.

5. Бакланова Н.К. Работа с неблагополучной семьей: учебно-методическое пособие. М., 2018. 68 с.

6. Бакланова Н.К. Системный подход к предупреждению агрессивного поведения школьников // Социальное воспитание: системный подход: сборник научных статей / под ред. А.В. Иванова. М., 2016. С. 51-58.

7. Бакланова Н.К., Лосева Л.П. Социально-культурная среда как фактор формирования физической культуры детей и подростков // Созидательная миссия культуры: сб. статей молодых ученых. Ч. 1. М., 2002. С. 110-115.

8. Бакланова Н.К., Майер А.А. К проблеме совершенствования подготовки кадров социально-культурной деятельности // Bulletin of the international centre of art and education. [Электронный ресурс]. № 3. URL: http://www.art-in-school.ru/bul/2_2016_Potapov.pdf (дата обращения: 04.12.2017).

9. Журавлева Е.А. Методы диагностики и профилактики насилия в семье подростка // Социальное обслуживание. 2009. № 3. С. 39-44.

10. Здравоохранение в России - 2017: стат. сб. / Росстат. М., 2017. 170 с.

11. Иванова Т.С. Педагогический вуз здоровья // Высшее образование в России. 2012. № 8-9. С. 53-57.

12. Иванова Т.С., Ле-Ван Т.М., Черепанова Т.И. Организация учебно-воспитательного процесса в современных условиях (компетентность педагога - руководителя в вопросах здоровьесбережения): программа курсов повышения квалификации работников образования. М., 2004. 20 с.

13. Леонова О.И., Поликаркина Е.И. Механизмы создания психологически безопасной образовательной среды в образовательной организации общего образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование: [сайт]. 2014. № 3. URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2014_3_3960.pdf (дата обращения: 03.09.2018).

14. Лосева Л.И. Формирование физической культуры детей и подростков в условиях социально-культурной среды: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2002. 24 с.

15. Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка: методическое пособие для специалистов муниципальных социальных служб / сост. Е.А. Журавлева и др. М., 2003. 67 с.

16. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / под ред. И.А. Баевой. СПб., 2006. 288 с.

17. Психологическое здоровье специалиста социальной сферы: коллективная монография / науч. ред. Н.К. Баклановой, Ю.В. Челышевой. М., 2014. 104 с.

18. Секач М.Ф. Психология здоровья. М., 2005. 252 с.

19. Статистика суицидов в России за 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://vawilon.ru/statistika-suitsidov (дата обращения: 25.08.2018).

20. Сыманюк Э.Э. Психологическая безопасность образовательной среды. М., 2004. 80 с.

21. Флит А.А. Формирование представлений подростков о здоровье в процессе использования социальной рекламы: магистерская дис. М., 2014. 108 с.

22. Щербакова Т.Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений [Электронный ресурс] // Молодой ученый: [сайт]. 2012. № 5. URL: https//moloch ru /archive/40/4867 (дата обращения: 25.08.2018).

23. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997. 365 с.


Review

Views: 89


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)