Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

К ПРОБЛЕМЕ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2018-3-13-24

Аннотация

Статья посвящена изучению понятия «психологическая безопасность образовательной среды» (не имеющего однозначного толкования в литературе), связанного не с отдельными психическими процессами, а с психологическим здоровьем личности в целом. Рассмотрены компоненты образовательной среды. Проанализированы психологические угрозы в образовании. На основе использования комплекса теоретических (анализ, синтез) и эмпирических методов (наблюдение, беседа, анкетирование) в соответствии с концепцией целостного подхода к воспитанию разработана теоретическая модель взаимосвязи, взаимодействия социальных институтов, других компонентов образовательной среды для создания её психологической безопасности. В статье изложены результаты диагностики представлений подростков о здоровье, где важнейшим условием создания психологически безопасной образовательной среды является отношение к здоровью как к ценности.

Об авторах

Наталья Константиновна Бакланова
Московский городской педагогический университет
Россия


Татьяна Семеновна Иванова
Московский государственный областной университет
Россия


Вячеслав Васильевич Колот
Московский государственный областной университет
Россия


Список литературы

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985. 448 с.

2. Альманах института коррекционной педагогики. Архив. [Электронный ресурс]. 2017. № 31. URL: https/alldef/ru/ru/article (дата обращения: 03.09.2018).

3. Бакланова Н.К. К проблеме здоровьесбережения и организации здоровьесберегающей среды // Вестник Российского нового университета. Серия: Психологические науки. Педагогические науки. Иностранные языки. 2013. Вып. 1. С. 152-156.

4. Бакланова Н.К. Психологическое здоровье в структуре профессионального мастерства специалиста социальной сферы // Психологическое здоровье специалиста социальной сферы: коллективная монография / науч. ред. Н.К. Бакланова, Ю.В. Челышева. М., 2014. С. 7-13.

5. Бакланова Н.К. Работа с неблагополучной семьей: учебно-методическое пособие. М., 2018. 68 с.

6. Бакланова Н.К. Системный подход к предупреждению агрессивного поведения школьников // Социальное воспитание: системный подход: сборник научных статей / под ред. А.В. Иванова. М., 2016. С. 51-58.

7. Бакланова Н.К., Лосева Л.П. Социально-культурная среда как фактор формирования физической культуры детей и подростков // Созидательная миссия культуры: сб. статей молодых ученых. Ч. 1. М., 2002. С. 110-115.

8. Бакланова Н.К., Майер А.А. К проблеме совершенствования подготовки кадров социально-культурной деятельности // Bulletin of the international centre of art and education. [Электронный ресурс]. № 3. URL: http://www.art-in-school.ru/bul/2_2016_Potapov.pdf (дата обращения: 04.12.2017).

9. Журавлева Е.А. Методы диагностики и профилактики насилия в семье подростка // Социальное обслуживание. 2009. № 3. С. 39-44.

10. Здравоохранение в России - 2017: стат. сб. / Росстат. М., 2017. 170 с.

11. Иванова Т.С. Педагогический вуз здоровья // Высшее образование в России. 2012. № 8-9. С. 53-57.

12. Иванова Т.С., Ле-Ван Т.М., Черепанова Т.И. Организация учебно-воспитательного процесса в современных условиях (компетентность педагога - руководителя в вопросах здоровьесбережения): программа курсов повышения квалификации работников образования. М., 2004. 20 с.

13. Леонова О.И., Поликаркина Е.И. Механизмы создания психологически безопасной образовательной среды в образовательной организации общего образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование: [сайт]. 2014. № 3. URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2014_3_3960.pdf (дата обращения: 03.09.2018).

14. Лосева Л.И. Формирование физической культуры детей и подростков в условиях социально-культурной среды: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2002. 24 с.

15. Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка: методическое пособие для специалистов муниципальных социальных служб / сост. Е.А. Журавлева и др. М., 2003. 67 с.

16. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / под ред. И.А. Баевой. СПб., 2006. 288 с.

17. Психологическое здоровье специалиста социальной сферы: коллективная монография / науч. ред. Н.К. Баклановой, Ю.В. Челышевой. М., 2014. 104 с.

18. Секач М.Ф. Психология здоровья. М., 2005. 252 с.

19. Статистика суицидов в России за 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://vawilon.ru/statistika-suitsidov (дата обращения: 25.08.2018).

20. Сыманюк Э.Э. Психологическая безопасность образовательной среды. М., 2004. 80 с.

21. Флит А.А. Формирование представлений подростков о здоровье в процессе использования социальной рекламы: магистерская дис. М., 2014. 108 с.

22. Щербакова Т.Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений [Электронный ресурс] // Молодой ученый: [сайт]. 2012. № 5. URL: https//moloch ru /archive/40/4867 (дата обращения: 25.08.2018).

23. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997. 365 с.


Рецензия

Просмотров: 69


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)