Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

ПОСТУПОК КАК ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

https://doi.org/ 10.18384/2310-7219-2017-1-21-28

Аннотация

В статье категория поступка анализируется в контексте культурно-исторической теории и системно-деятельностного подхода к развитию личности. Поступок как многомерная и многоуровневая реальность рассматривается в качестве высшего уровня развития ценностно-смысловой сферы личности в единстве всех психических процессов у субъекта, всех возможных его особенностей, включая индивидные свойства. В качестве главных характеристик поступка анализируются самодетерминация и аксиологичность. В работе подробно описаны педагогические условия, способствующие трансляции смыслов и, как следствие «восхождению» личности школьника на уровень поступка. На основании результатов, полученных при исследовании уровней сформированности ценностно-смысловой сферы личности сформулирован вывод о необходимости изучения ее динамики у школьников на всех уровнях образования - в младшей, средней и старшей школе.

Об авторах

Тимур Николаевич Мельников
Московский государственный областной университет
Россия


Лейла Тахировна Потанина
Московский государственный областной университет
Россия


Список литературы

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений / пер. с англ. А.А. Грузберга; терминол. правка В. Данченка. К., 2004. 374 с.

2. Вебер М. Избранные произведения / пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко; коммент. А.Ф. Филиппова. М., 1990. 808 с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М., 1996. 536 с.

4. Государев Н.А.Треугольный человек. М., 1991. 272 с.

5. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994. 300 с.

6. Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 6. С. 13-27.

7. Петухов В.В., Столин В.В. Психология: методические указания. М., 1989. 66 с.

8. Потанина Л.Т., Мельников Т.Н, Москвина А.С. Развитие ценностно-смысловой сферы личности в новой школе // Педагогическое образование и наук. 2016. № 1. С. 34-39.

9. Потанина Л.Т. Диагностика развития ценностно-смысловой сферы личности школьника: опыт эмпирического исследования // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2013. № 1. С. 185-195.

10. Соколова Е.Е. Идеи А.Н. Леонтьева и его школы о поступке как единице анализа личности в их значении для исторической психологии // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева. М., 1999. С. 80-117.

11. Соколова Е.Е. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и категории личности в истории советской психологии // Персональность. Язык философии в русско-немецком диалоге: науч. сб. / под ред. Н.С. Плотникова, А. Хаардта, В.И. Молчанова. М., 2007. С. 390-404.

12. Ухтомский А.А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887-1939. СПб., 2002. 448 с.

13. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. 560 с.

14. Kohlberg, L., Levine, Ch., Hewer, A. Moral stages: a current formulation and a response to critics. Basel, NY, 1983. 180 p.

15. Rokeach M. The nature of human values. New York, 1973. 438 p.


Рецензия

Просмотров: 128


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)