Кейс-задания по дидактике физики в системе управления интеллектуальным развитием студентов педагогических вузов
https://doi.org/10.18384/2310-7219-2021-3-27-37
Аннотация
Цель. Проанализировать особенности и способы конструирования кейс-заданий по дидактике физики в педагогическом вузе, выявить их функции в системе управления интеллектуальным развитием студентов – будущих учителей физики.
Процедура и методы. Описан опыт разработки кейс-заданий по дидактике физики, приведены примеры авторских дидактических ресурсов. В ходе исследования применялись такие методы, как абстрактно-логический анализ и синтез, конструирование, поисковый педагогический эксперимент.
Результаты. Проанализированы специфика кейс-заданий по дидактике физики в педагогическом вузе, их функции в системе управления интеллектуальным развитием обучающихся, предложен возможный алгоритм разработки этих средств обучения. Сконструированы и апробированы оригинальные кейс-задания, которые могут быть использованы для эффективного усвоения студентами профессиональных знаний и компетенций в области дидактики физики, а также для подготовки к Федеральному интернет-экзамену, ориентированному на выпускников бакалавриата.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теорию управления интеллектуальным развитием обучающихся, будущих учителей физики и могут быть использованы в практике обучения студентов педагогических вузов.
Об авторе
Е. А. СамойловРоссия
Самойлов Евгений Андреевич – доктор педагогических наук, профессор кафедры физики, математики и методики обучения
443099, г. Самара, ул. М. Горького, д. 65/67
Список литературы
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 190 с.
2. Виттих В. А. Организация сложных систем. Самара: Самарский научный центр РАН, 2010. 66 с.
3. Киселев В. Д. Как написать авторский проектный социально-экономический кейс в формате кейсис. М.: Галактика, 2018. 300 с.
4. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М.: Интеллектцентр, 2001. 296 с.
5. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе / А.Г. Асмолов, Г. В. Бирманская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г. Салмина // Национальный психологический журнал. 2011. № 1 (5). С. 104–110.
6. Самойлов Е. А. Использование приёмов продуктивной деятельности // Физика в школе. 2005. № 2. С. 28–31.
7. Самойлов Е. А. Управление интеллектуальным развитием школьников при обучении физике в классах физико-математического профиля. Самара: Изд-во ПГСГА, 2013. 452 с.
8. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода / под ред. Ю. П. Сумина. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.
9. Смолянинова О. Г. Кейс-метод обучения в подготовке педагогов и психологов // Информатика и образование. 2001. № 6. С. 60–63.
10. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.: Юрайт, 2019. 334 с.
11. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М.: Логос, 2002. 432 с.
12. Haroon D. Python Machine Learning Case Studies: Five Case Studies for the Data Scientist. Apress, 2017. 216 p.
13. Michelucci U. Applied Deep Learning: A Case-Based Approach to Understanding Deep Neural Networks. New York: Apress, 2018. 425 p.
14. Yin R. K. Case study research and applications: design and methods. California: SAGE Publications Inc., 2017. 352 p.