Preview

Moscow Pedagogical Journal

Advanced search

PROBLEMS AS A BASIS FOR THE ORGANIZATION OF INTERDISCIPLINARY RELATIONS OF PHYSICS, MATHEMATICS AND FUNDAMENTALS OF LIFE SAFETY IN THE STUDY OF RADIATION

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2019-4-30-40

Abstract

Importance and complexity of schoolchildren’s radiation literacy formation are discussed. Two examples of problem-based approach in studying the phenomenon of natural radioactivity are given: the solution of arithmetic problems for simple nuclear reactions at the lesson of mathematics in grade 6; performance of an experimental task on measuring the background radiation at the lesson Fundamentals of Health and Safety in grade 8. The results of the pedagogical experiment are analyzed: progress in understanding the bases of the substance structure by the 6 graders, stimulation of project activities and change of annual physics marks of the 8 graders.

About the Authors

A. F. Bush
Municipal educational institution gymnasium # 4
Russian Federation


O. S. Zaytseva
Municipal autonomous educational institution lyceum # 17
Russian Federation


I. M. Zvereva
M.V. Lomonosov Moscow State University, Skobeltsyn Institute of Nuclear Physics
Russian Federation


References

1. Беляева Ж. В. Обучение учащихся основной школы естественнонаучным методам познания на основе межпредметных связей биологии, химии и физики: дис. … канд. пед. наук. М., 2015. 233 с.

2. Гуденко Е. В., Зверева И. М., Якубова Н. В. Карта атомных ядер на уроках в школе // Проблемы и перспективы развития образования по физике: Общеобразовательные учреждения, педагогические вузы: доклады научно-практической конференции, Москва, 10-11 апреля 2019 г.; отв. ред. С. А. Холина. М., 2019. С. 47-54.

3. Данченко С. П. Практикум в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» как условие адаптации учащихся к экстремальным ситуациям: дисс.. канд. пед. наук. СПб., 2004. 185 с.

4. Диркова Е. Ю. Создание и методика применения комплекса средств обучения субатомной физике для средней школы: дисс.. канд. пед. наук. М., 1991. 198 с. Прил. (с. 199-325: ил.).

5. Зверева И. М. Межпредметные связи физики с другими школьными курсами как одно из средств формирования радиационной грамотности обучающихся // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. № 2. С. 109-116. DOI: 10.18384/2310-7219-2017-2-109-116

6. Однодневная школьная экскурсия на «передовой рубеж» ядерной физики / Е. В. Борисова и др. // Проблемы и перспективы развития образования по физике: Общеобразовательные учреждения, педагогические вузы : доклады научно-практической конференции,Москва, 11-12 апреля 2018 г.; отв. ред. С. А. Холина. М., 2018. С. 34-42.

7. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ - 99/2010) [Электронный ресурс]. [2010]. URL: http://nucloweb.jinr.ru/nucloserv/inform/instructions/osprb-99-2010.pdf (дата обращения: 19.05.2019).

8. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. П. Фролов и др.; под ред. Ю. Л. Воробьёва. М., 2012. 175 c.

9. Преобразование: Обсуждение проекта Основ безопасности жизнедеятельности: требования к результатам ФГОС ООО [Электронный ресурс]. URL: https://www.preobra.ru/improject-5711?page=2 (дата обращения: 19.05.2019).

10. Пропедевтические задания по ядерной физике [Электронный ресурс] / Е. В. Владимирова и др. // Актуальные проблемы преподавания физики в школе и вузе: материалы Всероссийской научно-методической конференции, 5-6 апреля 2018 г. Рязань, 2018. 1 электрон. опт. диск. (CD-ROM: 2,73 МB).

11. Романов Е. В. Ретроспективный анализ подходов к изучению вопросов радиационной безопасности в общеобразовательной школе // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40). С. 204-207.

12. Сафронова О. А. Радиоактивное излучение и его действие на организм человека // Физика в школе. 2017. № 3. С. 202-217.

13. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2000. 350 с.

14. Установка «Космический душ» как одно из средств формирования радиационной грамотности обучающихся во внеурочной деятельности / С. С. Белышев и др. // Наука и школа. 2017. № 6. С. 132-138.

15. Черемисина Ю. П., Белоус Д. А. Роль радиационной грамотности молодежи в восприятии ядерных технологий: результаты социологического исследования // Научно-инновационное сотрудничество: сборник научных трудов научно-технической конференции, 21-25 января 2002 г. Ч. 3. М., 2002. С. 135-136.

16. Шанин С., Рязанцев М. Радон - надуманные страхи или исцеление // Молодёжь и инноватика: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции учащихся и студентов. Ч. I / науч. ред. Е. Ю. Гирба. Серпухов., 2019. С. 243-246.

17. Шилов В. Ф. Лабораторные работы в школе и дома : Квантовая физика. М., 2006. 96 с.

18. Ядерная арифметика на уроках математики в 6-ом классе [Электронный ресурс] / Е. В. Владимирова, И. М. Зверева, Л. А. Янин. URL: http://prac-gw.sinp.msu.ru/teacher/nuclear_math.pdf (дата обращения: 19.05.2019).

19. IAEA Power Reactor Information System (PRIS) [Электронный ресурс]. URL: https://pris.iaea.org/pris/ (дата обращения: 17. 05. 2019).

20. Johnson A. Radiation and Atomic Literacy for Nonscientists // Science. 2013. Vol. 342. P. 436-437.

21. Science Literacy: Concepts, Contexts, and Consequences / ed. C. E. Snow, K. A. Dibner. Washington, 2016. 152 p.


Review

Views: 96


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)