Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

ПОЛИМОДАЛЬНОСТЬ ЗАРУБЕЖНОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Статья посвящена выявлению основных тенденций в развитии систем оценки качества высшего образования и поиска его эффективных механизмов в зарубежном опыте. Проведенный автором анализ теории и практики оценки дал основу для определения зон ее амбивалентности, которые образуют поля модальностей «подотчетность - улучшение качества», «технократичность - культурологичность», «стандартизация - диверсификация». Автор приходит к заключению, что сложившаяся полимодальность оценки качества образования становится, во-первых, средством преодоления противоречий в этой сфере, во-вторых, источником синергетического эффекта в системах обеспечения качества образования на национальном и общеевропейском уровнях.

Об авторе

Лилия Равилевна Ягудина
Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева (Набережночелнинский филиал)
Россия


Список литературы

1. Вестерхайден Д.Ф., Хульпиа В., Вайтенс К. Направления изменений в представлениях об обеспечении качества. Краткий обзор исследований факторов усовершенствования // Болонский процесс: Концептуально-методологические проблемы качества высшего образования (книга-приложение 3) / Под науч. ред. В.И. Байденко. - М., 2009. - С. 209-228.

2. Веттори О., Люгер М., Кнасмюллер М. Рассмотрение двойственных (амбивалентных) ситуаций: к вопросу о стратегиях формирования культуры качества в преподавании и обучении // Болонский процесс: Концептуально-методологические проблемы качества высшего образования (книга-приложение 3) / Под науч. ред. В.И. Байденко. - М., 2009. - С. 64-76.

3. Государственная программа Российской Федерации “Развитие образования” на 2013-2020 годы: утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р [Электронный ресурс] //ГАРАНТ: инф.-правовой портал. URL: http://base. garant.ru/70379634/(дата обращения 05.07.2013).

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс] //ГАРАНТ: инф.-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/194365/ (дата обращения 05.07.2013)

5. О мерах по реализации государственной политики в области образования и наук: указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599. URL: http://www. rg.ru/2012/05/09/nauka-dok.html (дата обращения:11.06.2013)

6. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: принят Гос. Думой 21.12.2012 //Российская газета. 2012. 31 дек. №303. С. 2-10.

7. Brennan J., Shah T. Managing. Quality in Higher education. An International perspective on institutional assessment and Change/ Open University Press. 2000. - 174 p. http://www.amazon.com/Managing-Quality-Higher-Education-International/ dp/0335206735

8. Developing an Internal Quality Culture in European Universities: Report on the Quality Culture Project: Report on the Quality culture project 2002 - 2003 URL: http://www.eua.be/eua/jsp/en/upload/QC 1_ full.1111487662479.pdf (date of treatment:13.06.13)

9. Don F. Westerheijden, Veerle Hulpiau, Kim Waeytens. Lines of Change in the Discourse on quality assurance an overview of some studies into what impacts improvement: 28th Annual EAIR1 Forum. 30 August - 1 September, 2006. RL:http:www. utwente.nl/cheps/publications/downloadable_ publications/ downloadablesen (date of treat-ment:13.06.13).

10. Harvey L. Twenty years of trying to make sense of QA: the misalignment of QA with institutional quality frameworks and quality culture. P.8. URL:http:// www.eua.be/Libraries/EQAF_2010/WGSII_7_Pa-pers_Harvey.sflb.ashx(date of treatment:13.06.13).

11. Harvey L., Green D. ‘Defining quality’// Assessment and Evaluation in Higher Education. - 1993. - 18(1). - Pp. 9-34.

12. Harvey L., Newton J. Transforming Quality Evaluations/Quality in Higher Education. Vol. 10, N. 2. 2004. URL:http://www.eair.nl/archive/forums/barcelona/pdf/HarveyOutlineTrack6.pdf(date of treat-ment:13.06.13).

13. Hayes D., Winyard R. The mcdonaldization of Higher education. - Westport: Bergin & Garvey, 2002. -222 p.

14. Newton J. Feeding the beast or improving quality?: academics’ perceptions of quality assurance and quality monitoring// Quality in Higher Education. - 2000. - 6(2). - Pp. 153-162.

15. Power M. Counting, control and calculation: reflections on measuring and management//Human relations. - Vol. 57. - № 6. - 2004. - Pp. 765-783.

16. Pratasavitskaya H., Stensaker B. Quality management in higher education-towards a better understanding of an emerging field‘//Quality in Higher Education. - 2010. - 16(1). - Pp. 37-50.

17. Quality Culture in European universities: a Bottom-approach Report on the Three Rounds of the Quality Culture Project, 2002 -2006. - Round II -2004. URL:http://www.eua.be/eua/jsp/en/upload/ QCII%20Report%2030.03.05.1115967574238. pdf(date of treatment:13.06.13)

18. Sursock A. Examining Quality Culture Part II: Processes and Tools - Participation, Ownership and Bureaucracy// EUA Publications European University Association. 2011. - 62 p.

19. Sursock А. Reflection from the higher education institutions’ point of view: Accreditation and quality culture Working on the European Dimension of Quality: International conference on accreditation and quality assurance 12 - 13 March 2002, Amsterdam http://www.rieti.go.jp/en/events/03022201/ reference/EUAAMSTERDAM02.pdf(date of treatment:13.06.13)


Рецензия

Просмотров: 63


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)