Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Исследование проблемы формирования ценностных доминант будущего учителя иностранного языка

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-2-133-147

Аннотация

Цель статьи – описать результаты исследования проблемы формирования профессионально-личностных характеристик современного учителя иностранного языка; выявить причины деформации его образа и предложить рекомендации по воспитанию студентов педагогического направления в языковом вузе, обеспечивающие повышение эффективности профессионально-личностного формирования современного учителя как субъекта своей жизнедеятельности.

Методология и методы исследования. Методологическую базу исследования составляет образовательная концепция гуманизации обучения и воспитания (Малинин, 2024; Прибылова, 2023; Сороковых, 2024), основанная на следующих научных подходах: аксиологическом (Гальскова, 2023; Сластёнин, 2024; Старицына, 2019; Языкова, 2023), личностно-ориентированном, специфика которого заключается в «пристальном интересе к развитию личности и индивидуальности обучаемого» (Прибылова, 2023). Вышеперечисленные концепции, подходы и идеи позволяют в комплексе рассмотреть проблему формирования ценностных доминант в многоликом образе современного учителя как симбиозе лингвокультурологических, методических, социальных компетенций, направленных на развитие способностей обучать, воспитывать, развивать и социализировать школьников всех категорий. В статье используются теоретические методы: анализ лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы, связанной с профессионально-личностным формированием образа современного педагога, а также эмпирические методы (опросы, анкетирование, беседа).1

Результаты. Состоялся Международный Форум (декабрь 2024 г.), в рамках которого был представлен многоликий образ современного учителя, выявлены проблемы искажения его канонического образа; раскрыты ценностные смыслы, которые доминируют у будущего педагога; на основе проведённого анкетирования студентов педагогических вузов в разных регионах страны (Москва, Курск, Челябинск и др.), установлены проблемы, связанные с его негативной трансформацией; проанализирован опыт зарубежных коллег в подготовке учителя иностранного языка, который может быть полезен и учтён в отечественном профессиональном образовании; на основе теоретического анализа причин деформации ценностных доминант будущего педагога, предложены рекомендации по воспитанию студентов педагогического направления в языковом вузе, направленные на формирование у них аксиологических ценностей.

 Теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна представленной работы заключается в комплексном подходе к проблеме формирования ценностных доминант у будущего учителя, в подготовке и проведении научного форума, в рамках которого обсуждены вопросы, посвящённые проблеме многоликости современного педагога, определены социализирующие и акмеологические стратегии формирования личности будущего педагога и даны рекомендации по дальнейшему разрешению накопившихся вопросов по данной теме.

Выводы. Проблема формирования аксиологических основ профессионально-методической подготовки будущего учителя на сегодняшней день остаётся важной и необходимой, требующей комплексного подхода к её разрешению. Вопросы создания ценностных доминант в образе современного педагога включают важные аспекты: профессиональные ценности, морально-этические, использование инновационных технологий как основы ценностного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Об авторах

Н. Д. Гальскова
Государственный университет просвещения
Россия

 Гальскова Наталья Дмитриевна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры
методики преподавания иностранных языков

г. Москва



Г. В. Сороковых
Государственный университет просвещения
Россия

Сороковых Галина Викторовна  – доктор педагогических наук, профессор, профессор
кафедры методики преподавания иностранных языков

г. Москва



Н. Л. Орешкова
Государственный университет просвещения
Россия

Орешкова Надежда Леонидовна – кандидат педагогических наук, и. о. заведующего кафедрой методики преподавания иностранных языков

г. Краснознаменск, Московская обл.

 



Список литературы

1. Барышников Н. В., Манагаров Р. В. Современный учитель иностранного языка и условия его профессиональной деятельности // Наука и искусство обучения иностранным языкам: сборник статей по материалам научно-методического симпозиума «Методика обучения иностранным языкам: наука и искусство» (Лемпертовские чтения – XXVI), (Пятигорск, 16–18 мая 2024 года). Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2024. С. 37–45.

2. Буланкина Н. Е., Соболев А. Г. Методологическая готовность педагога-наставника к реализации духовно-нравственного воспитания современной молодёжи // Московский педагогический журнал. 2023. № 4. С. 16–29. DOI: 10.18384/2949-4974-2023-4-16-29.

3. Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н., Трешина И. В. Ценностно-смысловые приоритеты студентов – будущих учителей иностранных языков в условиях цифровизации образования // Преподаватель XXI век. 2023. № 1-1. С. 30–39. DOI: 10.31862/2073-9613-2023-1-30-39.

4. Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н. Учитель иностранного языка в суверенной системе отечественного образования // Иностранные языки в школе. 2024. № 7. С. 5–11.

5. Горлова Н. А. Сущность и содержание личностно-созидающей стратегии образования // Журавлевские чтения. Научно-педагогические основы проектирования личностно-созидающей стратегии образования: материалы IX Международной научно-практической конференции, посвящённой Году семьи, Году науки и технологий, проводившейся в рамках IX Международного фестиваля науки (Москва, 13 февраля 2024 года). М.: Государственный университет просвещения, 2024. С. 21–29.

6. Жаркова Т. И. Преподаватель будущего: проблемы и перспективы // Лингвистика и лингводидактика: сборник научных тезисов и статей по материалам Всероссийской научно-практической очно-заочной конференции (Орехово-Зуево, 29 февраля 2024 года). Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2024. С. 127–136.

7. Исследование проблемы речевой культуры будущего учителя как фактора формирования лингвистической безопасности образовательного пространства / Г. В. Сороковых, С. Г. Старицына, В. И. Морозова, Н. Г. Прибылова // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. № 5. С. 413–422. DOI: 10.30853/ped20240052.

8. Коряковцева Н. Ф. Ценностно-ориентированная модель подготовки преподавателя иностранного языка в русле развивающей парадигмы педагогического образования // Новые подходы в лингводидактике и педагогическом образовании: коллективная монография. Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, 2022. С. 93–104.

9. Коряковцева Н. Ф. К вопросу о ценностных ориентирах в профессиональном образовании будущего учителя/преподавателя иностранного языка // Стратегии профессиональной подготовки учителя иностранных языков в новых образовательных условиях: сборник научных статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Нижний Новгород, 21–22 марта 2023 года). Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, 2023. С. 127–134.

10. Малинин В. А., Сороковых Г. В., Шестакова С. М. Концептуальные основы воспитания патриота и гражданина в едином образовательном пространстве // Среднее профессиональное образование. 2024. № 1 (341). С. 51–54.

11. Никитенко З. Н. Личность учителя-профессионала как ценность: возвращение к методической традиции, заложенной профессором Н. В. Языковой // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2023. № 3 (51). С. 162–167. DOI: 10.25688/2076-913X.2023.51.3.14.

12. Орешкова Н. Л. Методические аспекты включения культурологии в преподавание иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2021. № 11. С. 86–91.

13. Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы XV Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти выдающегося учёного-педагога, академика В. А. Сластёнина (Тамбов, 26–27 сентября 2024 года) / под ред. Л. С. Подымовой, А. В. Лукиновой. М.: Московский педагогический государственный университет, 2024. 659 с.

14. Подымов Н. А., Подымова Л. С., Сотникова М. С. Методология и технология подготовки педагогов к работе в персонализированном образовательном пространстве // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 1 (66). С. 209–214. DOI: 10.25683/VOLBI.2024.66.858.

15. Прибылова Н. Г. Педагогическое общение в языковом вузе в контексте гуманистической парадигмы образования // Педагогическое образование: вызовы XXI в.: материалы XIV Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти выдающегося учёного-педагога, академика В. А. Сластёнина (Горно-Алтайск, 21–22 сентября 2023 года). Ярославль: Международная академия наук педагогического образования, 2023. С. 276–282.

16. Сороковых Г. В., Старицына С. Г. Подготовка учителя к обучению иностранному языку слабоуспевающих школьников в условиях персонифицированного образования // Педагогическое образование: вызовы XXI в.: материалы XIV Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти выдающегося учёного-педагога, академика В. А. Сластёнина (Горно-Алтайск, 21–22 сентября 2023 года). Ярославль: Международная академия наук педагогического образования, 2023. С. 282–288.

17. Сороковых Г. В., Старицына С. Г. Онлайн-форумы как персонализированная среда формирования ценностных доминант будущего учителя иностранного языка // Лингвистика, лингводидактика и переводоведение: настоящее и будущее (ЛЛПНБ-24): Материалы I Международной научно-практической конференции (Зеленоград, 19 апреля 2024 года). М.: Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники», 2024. С. 288–293.

18. Старицына С. Г. Методическая готовность будущего учителя иностранного языка к реализации принципа лингводидактической персонализации // Иностранные языки в школе. 2024. № 8. С. 79–84.

19. Учитель, личность, реформатор / Г. В. Сороковых, Т. И. Жаркова, Е. М. Вишневская, А. Ф. Латыш, А. М. Зыкова. М.: Перспектива, 2020. 280 с.

20. Языкова Н. В. Аксиология лингвообразования: концептуальные аспекты и технологические решения // Экология языка. Моно- и межкультурная коммуникативная практика: материалы всероссийской научной конференции с международным участием (Улан-Удэ, 28–30 сентября 2023 года) / под ред. Т. И. Гармаевой. Улан- Удэ: Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, 2023. С. 11–16.


Рецензия

Просмотров: 18


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)