Личная эффективность преподавателя высшей школы
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-2-111-122
Аннотация
Цель статьи – осветить особенности и принципы личной эффективности преподавателя высшей школы, занимающегося педагогической деятельностью, для выработки оптимального сценария защиты от профессионального выгорания.
Методология и методы. Исследование проводилось на основе многолетних наблюдений за ходом образовательного процесса, анализа качества образования в отдельно взятом учебном заведении, синтеза и сравнения рационального соотношения «результат/эффект» в педагогической деятельности преподавателя высшей школы. Исследование опирается на педагогический опыт авторов, с учётом обзора нормативной и научной литературы, и с применением методов научного познания: анализ и синтез, наблюдение, сравнение.
Результаты. Анализ особенностей и принципов личной эффективности человека, занимающегося педагогической деятельностью, позволил определить детально, из чего складывается личная эффективность преподавателя высшей школы. На основании этого предложены следующие основные принципы грамотного увеличения личной эффективности и качественного выполнения поставленных задач: планирование, дробление, приоритетность, срочность, ресурсность, избирательность.1
Научная новизна исследования – уточнено понятие «личная эффективность преподавателя», рассмотрены компоненты педагогического труда, определены особенности и принципы личной эффективности преподавателя, и факторы, влияющие на её снижение, предложены рекомендации по повышению личной эффективности преподавателя.
Теоретическая и/или практическая значимость. Дано определение, что «личная эффективность» преподавателя – это совокупность навыков и качеств, которые позволяют за заданный промежуток времени выполнить ряд задач максимально быстро с минимальными затратами. Перечислены компоненты, из которых складывается труд педагога: наиболее существенным компонентом является время, потраченное на выполнение задач. При этом важно рационально распределять время, с учётом особенностей труда педагога: ограничение учебной нагрузки, закреплённый индивидуальным планом перечень видов работ, соотношение аудиторной и внеаудиторной нагрузки как 2:1. Определены факторы, которые снижают личную эффективность преподавателя, и разработаны рекомендации её повышения: планировать свои задачи по времени, уход от многозадачности, правильно расставлять приоритеты задач, не откладывать задачи в «долгий ящик», стремиться к эффективному использованию ресурсов, быть избирательным в задачах. Апробация результатов проведённого исследования на практике позволит максимально эффективно выполнять задачи за заданный промежуток времени быстро по времени и с меньшими трудовыми затратами. Разработанные авторами рекомендации помогут педагогу, с учётом особенностей его труда, оптимально распределять своё время, обеспечить удовлетворительный баланс между работой и личной жизнью.
Выводы. Педагогическая деятельность имеет свои особенности, которые влияют на личную эффективность педагога. Исходя из принципов грамотного распределения своих внутренних ресурсов, поставленных задач и имеющихся методов их выполнения, личная эффективность, как и экономическая, определяется путём соотношения результата и затрат, породивших этот результат (эффект), т. е. ожидаемый результат (научный труд, проведённое мероприятие) не должен быть меньше затрат на его достижение (временных, трудовых и финансовых).
Об авторах
М. М. БогдановаРоссия
Богданова Марина Михайловна – кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедры «Учёт и информационные технологии в бизнесе»
г. Барнаул
О. М. Кузеванова
Россия
Кузеванова Ольга Михайловна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общегуманитарные науки и межкультурные коммуникации»
г. Барнаул
Список литературы
1. Богданова М. М. Эффективный тайм-менеджмент в работе преподавателя // Трансформация социально-экономической модели развития страны: необходимость, возможности, направления: материалы XV Международной научно-практической конференции (Барнаул, 18–19 мая 2023 года) / под общ. ред. В. А. Ивановой, П. А. Косёнковой. М.: Перо, 2023. C. 71–74.
2. Водопьянова Н. Е. Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда: дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2014. 554 с.
3. Изард К. Э. Психология эмоций / пер. с англ. СПб.: Питер, 2010. 464 с.
4. Катцова А. П. Преодоление профессионального выгорания у педагогов, работающих с длительно тяжелобольными детьми: дис. ... канд. психол. наук. М., 2019. 236 с.
5. Кузнецова А. А., Никишина В. Б. Эффективный контракт как технология управления результативностью профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза // Иннов (электронный научный журнал). 2018. № 4 (37). URL: http://www.innov.ru (дата обращения: 01.11.2024).
6. Лермонтова О. Работа по любви. Как построить успешную карьеру и превратить её в источник вдохновения и счастья. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. 224 с.
7. Личная эффективность / К. Кристенсен, П. Друкер, У. Онкен, Д. Кутю, Т. Шварц, Э. Хэллоуэлл / пер. с англ. М.: Альбина Паблишер, 2024. 216 с.
8. Мессинева Е. М., Мануйлова Н. Б., Фетисов А. Г. Проблема профессионального выгорания у преподавателей вузов // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 2. С. 1–11.
9. Никулина И. В. Профессиональное выгорание преподавателей вузов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023. Т. 25. № 3 (90). С. 32–37. DOI: 10.37313/2413-9645-2023-25-90-32-37.
10. Новикова И. А., Винокур В. А., Бардеева А. В. Психологические факторы профессионального выгорания педагогов // Медицинская психология в России (электронный научный журнал). 2014. № 3 (26) URL: http://mprj.ru (дата обращения: 12.11.2024).
11. Пайнс Э. Практикум по социальной психологии / пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. 528 с.
12. Самсонова Е. А. Социологические факторы влияния образовательной среды на профессиональное выгорание преподавателей вузов // Вестник Института социологии. 2022. Т. 13. № 3. C. 179–192. DOI: 10.19181/vis.2022.13.3.837.
13. Степанов Д. Тропой богов. Японские методы достижения эффективной работы и гармоничной жизни. М.: Крылов, 2018. 160 с.
14. Чикарёва Е. А. Синдром профессионального (эмоционального) выгорания в педагогической среде. Хабаровск: Типография КГБ ПОУ ХПЭТ, 2018. 30 с.
15. Genс E. The effects of ethical leadership perceptions and personal characteristics on professional burnout levels of teachers (Влияние этических представлений о лидерстве и личностных характеристик на уровень профессионального выгорания учителей) // The Manager. 2020. Т. 11. № 5. С. 70–80.
16. Maslach C., Jackson S. E. The Measurement of Experienced Burnout (Измерение пережитого выгорания) // Journal of Organizational Behavior. 1981. № 2. Р. 99–113.