Организационно-методические аспекты обучения аудированию китайских студентов-филологов, изучающих русский язык как иностранный
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-2-96-110
Аннотация
Цель. В статье проводится комплексный анализ организационно-методических аспектов обучения аудированию студентов-филологов, изучающих русский язык как иностранный, на начальном этапе в китайских вузах. Был осуществлён опрос преподавателей с целью выявить существующие проблемы и определить перспективные направления совершенствования данного процесса.
Методология и методы. Исследование базируется на комплексном подходе, интегрирующем принципы коммуникативного и деятельностного подходов, а также учитывающем психолингвистические и методические аспекты обучения аудированию студентов-филологов, изучающих русский язык как иностранный. Применялись принципы системного подхода и теории учебной деятельности. Использовались методы анкетирования преподавателей, а также количественного и качественного анализа полученных данных.1
Результаты. Проведённое исследование выявило преобладание аудиовизуальных методов и комбинированных упражнений в практике обучения аудированию студентов-филологов, изучающих русский язык как иностранный, в китайских вузах. Наряду с этим, установлены проблемы, связанные с недостаточным методическим обеспечением, ограниченностью ресурсов, слабой языковой подготовкой студентов-филологов и неполным использованием внеаудиторной работы.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в развитии методики преподавания русского языка как иностранного, углубляя понимание особенностей обучения аудированию на начальном этапе в китайских вузах и определяя влияние языковых, методических и психологических факторов на эффективность этого процесса. Работа способствует развитию концепции комплексного подхода к обучению, подчёркивая важность интеграции современных технологий, мультимедийных и аутентичных ресурсов, а также активного использования внеаудиторной работы. Исследование расширяет теоретическую базу лингводидактики, дополняя её положениями о влиянии иноязычной среды, необходимости использования аутентичных материалов, а также внедрения современных интерактивных технологий. Практическая значимость состоит в возможности применения полученных данных для разработки методических рекомендаций, адаптации учебных материалов, создания базы ресурсов и дополнительных упражнений по аудированию, оптимизации учебного процесса и обеспечения методической поддержки преподавателей, способствуя повышению качества обучения аудированию китайских студентов-филологов, изучающих русский язык как иностранный, в китайской иноязычной среде.
Выводы. Результаты подчёркивают необходимость создания библиотеки ресурсов и дополнительных упражнений по аудированию, внедрения современных технологий и повышения квалификации преподавателей для эффективного обучения аудированию студентов-филологов, изучающих русский язык как иностранный. Для решения выявленных проблем необходим комплексный подход, сочетающий современные методики и аутентичные материалы.
Ключевые слова
Об авторе
И ЧжаоКитай
Чжао И – старший преподаватель факультета русского языка
г. Урумчи
Список литературы
1. Аликова С. В. О роли внеаудиторных мероприятий при изучении иностранного языка в вузах // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2022. № 1-1 (64). С. 101–104.
2. Благов Ю. В. Применение интеграционного подхода при формировании иноязычных компетенций // Современное педагогическое образование. 2023. № 11. С. 142–144.
3. Зульхаят А. Трудности обучения аудированию русской речи китайских студентов и пути их преодоления // Русский язык за рубежом. 2007. № 5. С. 39–43.
4. Конина Ю. М. Технология работы с аудиоматериалами при обучении аудированию // Актуальные вопросы изучения иностранного языка в вузе: межвузовский сборник научных трудов. Рязань: Изд-во Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища им. В. Ф. Маргелова, 2017. С. 43–47.
5. Лазарева Л. В., Стяжкова Н. М. Как цифровые технологии мотивируют студентов к обучению // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2023. Т. 42. № 4. С. 658–671.
6. Ли Баохун. Развитие и практика использования информационных технологий в обучении русскому языку студентов вузов КНР // Преподаватель XXI век. 2020. № 4. С. 226–233.
7. Ли Линюнь, Пыркова Т. А., Невраева Н. Ю. Проблемы с аудированием у китайских студентов во время обучения русскому языку // Педагогический журнал. 2023. № 5А. Т. 13. С. 801–810.
8. Макаренко Ю. В. Сивцева А. С. Иноязычная межкультурная компетенция как ключевой аспект современного образования // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 6 (103). С. 392–395.
9. Руденко-Моргун О. И. Мультимедиа как средство визуализации языковых явлений // Вестник российского университета дружбы народов. Сер.: Вопросы образования: языки и специальность. 2016. № 1. С. 47–55.
10. Чжао И, Азимов Э. Г. Изменения субтеста «аудирование» после реформы тестирования по русскому языку (I уровень) в китайских вузах // Русский язык за рубежом. 2023. № 5. С. 117–125.
11. Чирейкина О. Ю., Чирейкин М. К. Развитие аудитивных умений при обучении русскому языку студентов-иностранцев из стран Азиатско-Тихоокеанского региона // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. № 5. С. 532–538.
12. Illes E. Language use and language learning in POA // Chinese Journal of Applied Linguistics (中国应用语言学. 英文). 2018. Vol. 41. № 2. С. 241–243.
13. 崇实. 试用听说法的初步体会[J] // 外语教学与研究. 1965. №2. С. 12–15. (Чун Ши. Предварительный опыт применения метода аудирования и говорения // Преподавание и исследование иностранных языков, 1965. № 2. С. 12–15.)
14. 毛丽萍. 低年级俄语视听说课的分段教学[J] // 外语电化教学. 1986. №3. С. 14–15. (Мао Липин. Сегментированное обучение аудиовизуального курса русского языка на младших курсах //Обучение иностранным языкам с помощью технологий. 1986. № 3. С. 14–15).
15. 刘丽芬. 多媒体辅助俄语听力教学模式探讨[J] // 北京理工大学学报(社会科学版). 2004. № 4. С. 66–68. (Лю Лифэнь. О моделях обучения аудированию на русском языке с помощью мультимедиа // Вестник Пекинского технологического университета (издание по общественным наукам). 2004. №4. С. 66–68).