Событийность и сопричастность как ключевые факторы эффективной воспитательной деятельности
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-2-27-35
Аннотация
Цель – определение и описание ключевых факторов эффективной воспитательной деятельности, ориентированной на формирование личности, готовой к самостоятельному и ответственному экзистенциальному выбору.
Методология и методы. Исследование опирается на экзистенциальный подход к воспитанию. Основными методами выступили теоретический анализ научной литературы по проблемам воспитания современного ребёнка, а также обращение к анализу результатов исследований в области изучения нравственного идеала подрастающего поколения.
Результаты. Выявлена и описана событийность воспитательной среды и сопричастность ребёнка к воспитательным событиям в качестве ключевых факторов эффективной воспитательной деятельности на современном этапе. Исследование подтвердило необходимость педагогического сопровождения событий, направленных на создание условий для осознания сопричастности воспитанников к происходящему. Представлены педагогические средства, содействующие созданию и поддержанию событийной воспитательной среды. Раскрыта роль референтного взрослого в становлении экзистенциальной сферы взрослеющей личности и возможности воспитательной деятельности, организованной референтным педагогом, в принятии нравственных ценностей как основы для формирования нравственного идеала.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования обосновывают экзистенциальный подход к педагогическому сопровождению событий и ориентируют педагогическое сообщество на реализацию экзистенциальной стратегии воспитания, при которой каждому ребёнку предоставляется возможность выражения субъектности в контексте событийной воспитательной деятельности, а также стимулируется нравственное самосовершенствование через осуществление им нравственной рефлексии, самовыражение на основе сформированных нравственных ценностей.
Выводы. В ходе исследования было выявлено, что нравственное воспитание в контексте современных социокультурных условий, с одной стороны, должно учитывать специфику самоидентификации взрослеющей личности, предопределённую тенденциями, связанными с вхождением в жизнь человека средств виртуальной коммуникации. С другой стороны, воспитательный процесс должен быть ориентирован на ребёнка, а значит, носить событийный характер и предоставлять возможность каждому воспитаннику для самовыражения, реализации им своей субъектности, ощущения сопричастности к происходящим воспитательным событиям. Сделан акцент на том, что личность формируется в процессе взаимодействия с референтным взрослым, организующим событийную воспитательную среду, ориентированную на личность ребёнка, в которой возможно формирование и принятие ребёнком нравственных идеалов, основанных на высоких моральных ценностях и экзистенциальных смыслах.
Об авторах
И. В. ИвановаРоссия
Иванова Ирина Викторовна – доктор педагогических наук, кандидат психологических
наук, доцент, профессор кафедры социальной адаптации и организации работы с молодёжью.
Калуга
М. И. Рожков
Россия
Рожков Михаил Иосифович – доктор педагогических наук, профессор, советник ректора Государственного университета просвещения, заслуженный деятель науки РФ, дважды Лауреат Премии Правительства РФ в сфере образования
г. Москва
Список литературы
1. Антопольская Т. А., Панов В. И., Силаков А. С. Моделирование развития субъектности подростков поколения Z в условиях социально-обогащённой среды дополнительного образования // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. № 3. С. 43–50.
2. Асташова Ю. В. Теория поколений в маркетинге // Вестник Южно-Уральского Государственного Университета. 2014. Т. 8. № 1. C. 108–114.
3. Григорьев Д. В. Событие воспитания и воспитание как событие // Право и образование. 2007. № 1. С. 90–99.
4. Иванова И. В. Умение преодолевать трудности как показатель готовности личности к саморазвитию // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. 2019. Т. 2. № 4 (5). С. 13– 23.
5. Мирошкина М. Р. Разные поколения – разный педагогический подход // Школьные технологии. 2014. № 2. С. 8–20.
6. Репринцев А. В. Риски и противоречия формирования ценностно-смысловой сферы личности в «цифровую» эпоху // Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики: монография. Ярославль: ЯГПУ, 2023. С. 143–177.
7. Репринцев А. В. Современные подходы и опыт исследования ценностно-смысловой сферы подростков и молодёжи // Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики: монография. Ярославль: ЯГПУ, 2023. С. 177–217.
8. Теоретико-методологические основания экзистенциальной педагогики: коллективная монография / Т. Б. Гребенюк, Т. И. Гущина, И. В. Иванова, И. И. Рожков. В 2-х томах. Т. 1. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2023. 295 с.
9. Рожков И. И. Воспитание свободного человека как целевая функция дополнительного образования детей // Методист. 2020. № 6. С. 2–5.
10. Слободчиков В. И. Со-бытийная образовательная общность – источник развития и субъект образования // Новые ценности образования. 2010. № 1. С. 4–14.
11. «Цифровое поколение» и педагогические реалии современной России: материалы научно-практической интернет-конференции с международным участием / под ред. М. Р. Мирошкиной, Е. Б. Евладовой, С. В. Лобынцевой. М.: Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, 2017. 273 с.
12. Хайдеггер М. Разговор на просёлочной дороге. Избранные статьи позднего периода творчества / пер. с нем. М.: Высшая школа, 1991. 192 с.
13. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского). М.: Тривола, 1994. 168 с.
14. Яковлев С. В. Воспитанность как социокультурная идентичность систем ценностей базовой культуры личности и традиционной культуры общества // Журнал педагогических исследований. 2024. Т. 9. № 1. С. 54–68.