Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Методы и педагогические принципы социально-экологической подготовки студентов экономических специальностей

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-2-75-86

Аннотация

Цель работы состоит в рассмотрении научно-практического опыта эколого-экономической подготовки студентов экономических специальностей, определении сущности ключевых педагогических понятий эколого-экономического образования, раскрытии методов и принципов такой подготовки. Актуальность исследования объясняется необходимостью сформировать устойчивую систему подготовки студентов экономических направлений с уклоном в сторону «зелёной» экономики в связи с новыми экологическими требованиями к ведению экономической деятельности. В настоящий момент наблюдается неразработанность данной проблемы в отечественном научно-педагогическом поле.

Методология и методы исследования. Исследование опиралось на методологию личностного, деятельностного и культурологического, социально-экологического подходов. Методы исследования: классификация, анализ, синтез, обобщение, экспертное оценивание, систематизация.

Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическое значение состоит в том, что раскрыта сущность понятий «эколого-экономическая подготовка», «экологическое сознание», «зелёная» экономика; предложены рекомендации по совершенствованию педагогических принципов и методов эколого-экономического образования.1

Результаты исследования. По итогам обзора существующей литературы и обобщения педагогического опыта в исследуемой области были сформулированы ключевые понятия эколого-экономического образования студентов-экономистов, в том числе понятия «экологического сознания» и «зелёной экономики»; проведена классификация компетенций в области «зелёной» экономики; выделены два комплекса мер по внедрению принципов «зелёной» экономики в процесс обучения студентов экономических специальностей; определены и перечислены ключевые принципы социально-экологического образования.

 

Об авторах

А. Д. Филипченко
Государственный университет просвещения

Филипченко Антон Дмитриевич  – аспирант кафедры методики преподавания химии, биологии, экологии и географии, факультет естественных наук

Москва



М. Ф. Фридман
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)

Фридман Михаил Феликсович – кандидат педагогических наук, доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин

Москва



С. Р. Гильденскиольд
Государственный университет просвещения

Гильденскиольд Сергей Русланович – доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры географии, геоэкологии и природопользования, факультет естественных наук

Мытищи



Список литературы

1. Беркут В. П. Феномен экологического сознания (Социально-философский анализ): дис. … д-ра пед. наук. М., 2002. 293 с.

2. Вишнев А. А. Экологическое образование в интересах устойчивого развития // Modern science. 2022. № 4-1. С. 307–313.

3. Гелашвили Д. Б., Хасаев Г. Р. Высшее экологическое образование в интересах устойчивого развития для биологов и экономистов // Здоровая окружающая среда – основа безопасности регионов: материалы первого международного экологического форума в Рязани. (Рязань, 11–13 мая 2017 года). Рязань: РГАУ им. П. А. Костычева, 2017. С. 329–333.

4. Гордеева Д. С. Нерешённые проблемы непрерывного профессионального образования на стыке экологии и экономики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 63–68.

5. Давыдова Т. Е., Попова А. И., Распопова А. Е. Зелёная экономика в контексте глобального устойчивого развития // Экономинфо. 2020. № 1. С. 49–54.

6. Ибрагимов А. Г., Платоновский Н. Г. Зелёная экономика в России и мире: состояние и перспективы // Экономика сельского хозяйства России. 2021. № 9. С. 103–108.

7. Макаренко Е. Н., Тяглов С. Г. Экологические инициативы Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) по реализации национального проекта «Экология» // Закономерности формирования и воздействия морских, атмосферных опасных явлений и катастроф на прибрежную зону РФ в условиях глобальных климатических и индустриальных вызовов («Опасные явления»): материалы Международной научной конференции (Ростов-на-Дону, 13–23 июня 2019 года). Ростов-на-Дону: Южный научный центр РАН, 2019. С. 77–79.

8. Макаренко Е. Н., Тяглов С. Г., Парада Е. В. Экологическое образование как необходимое условие развития зелёной экономики // Финансовые исследования. 2019. № 3 (64). С. 102–110.

9. Мамедов Н. М. Культура, экология, образование. М.: РЭФИА, 1996. 52 с.

10. Писаренко Е. А. Информационные технологии в экологическом образовании студентов экономических специальностей вузов: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2004. 177 с.

11. Рубинштейн С. Основы общей психологии. М.: Аст, 2020. 1638 с.

12. Рыженков А. Я. Развитие зелёной экономики в России: правовой аспект // Вестник Томского государственного университета. Право. 2022. № 45. С. 216–227.

13. Саламатов А. А., Гордеева Д. С. Модель онтологической рефлексии формирования эколого-экономических ценностных ориентаций в процессе профессионального образования // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 2. С. 53–77.

14. Тяглов С. Г., Киселева Н. Н., Тимченко В. А. Современные аспекты развития зелёной экономики в Российской Федерации. Ростов-на-Дону: Содействие – XXI век, 2017. 104 с.

15. Шилова В. С. Социально-экологическое образование студентов: сущность, содержание, диагностика // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 2. С. 42–43.

16. Шилова В. С. Социально-экологическое образование студентов: сущность и принципы реализации // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2009. Т. 3. № 6 (61). С. 85–91.

17. Acosta Castellanos P. M., Queiruga-Dios A. From environmental education to education for sustainable development in higher education: a systematic review (От экологического образования к образованию для устойчивого развития в высшем образовании: систематический обзор) // International Journal of Sustainability in Higher Education. 2022. Т. 23. № 3. С. 622–644.

18. Anderson D. A. Environmental economics and natural resource management (Экономика окружающей среды и управление природными ресурсами). London: Routledge, 2024. 498 с.

19. Beata S., Bartkus P. R. M. C. The role of education in the economics of sustainable development (Роль образования в экономике устойчивого развития) // Procedia Computer Science. 2023. Т. 225. С. 4177–4186.

20. Dillon J., Herman B. Environmental education (Экологическое образование) // Handbook of research on science education. London: Routledge, 2023. С. 717–748.

21. Kopnina H. Education for the future? Critical evaluation of education for sustainable development goals (Образование для будущего? Критическая оценка образования для целей устойчивого развития) // The Journal of Environmental Education. 2020. Т. 51. № 4. С. 280–291.

22. Salamatov A., Gordeeva D., Agapov A. Integrated environmental and economic education as a factor of sustainable development of modern society (Интегрированное эколого-экономическое образование как фактор устойчивого развития современного общества) // WIT Transactions on Ecology and the Environment. 2020. Т. 245. № 6. С. 157–164.


Рецензия

Просмотров: 19


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)