Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Сущность, структура и отличительные особенности реверсивной модели подготовки педагога будущего

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-2-14-26

Аннотация

Цель статьи  рассмотреть проблему подготовки педагога будущего в условиях цифровой трансформации информационного общества, раскрыть сущность, структуру и отличительные особенности реверсивной модели подготовки педагога будущего к реализации ФГОС общего образования (по уровням) с учётом особенностей развития современных детей цифровой эпохи.

Методология и методы исследованияМетодологическими основами исследования выступают личностно-смысловой, системно-деятельностный, компетентно-маркетинговый подходы. В качестве теоретических методов использовались такие, как: сравнительный анализ, обобщение, группировка, гипотетический метод. Для обоснования и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись методы наблюдения, опроса, математического расчёта, метод шкал, тестирования, моделирования, квантирования информации.1

Результаты: на основе сравнительного анализа научных работ по проблеме применения реверсивных и иммерсивных технологий в наставнической деятельности, в общем и профессиональном образовании, на основе обобщения практического опыта определена сущность и структурные компоненты реверсивной модели, выделены её отличительные особенности.

Теоретическая и/или практическая значимость работывпервые определена сущность реверсивной модели подготовки педагога будущего, базирующейся на психолингвистической теории речевой деятельности человека и общества; установлено, что в современных условиях наиболее эффективной является реверсивная модель подготовки педагога будущего, учитывающая особенности развития современных детей нового типа сознания; обосновано, что ведущим видом деятельности, обеспечивающим поступательное развитие личности в образовательном процессе, начиная с дошкольного возраста, является речевая деятельность; раскрыта сущность реверсивной модели, разработана её структура и выделены отличительные особенности. Практическая значимость исследования состоит во внедрении реверсивной модели в образовательный процесс Государственного университета просвещения и обосновании её эффективности; доказана эффективность экспресс-метода «квант» и квант-технологий, используемых в других вузах и общеобразовательных организациях.

ВыводыВ результате проведённого теоретического исследования сделан вывод о необходимости трансформации подходов к содержанию, проектированию модели и технологии подготовки педагога будущего для работы с детьми цифрового поколения. Внедрение реверсивной модели подготовки педагога будущего в образовательный процесс вуза позволило выявить следующие преимущества: реверсивная модель позволяет 1) развивать рефлексивные способности студентов с первого курса и повышать мотивацию студентов к профессиональной деятельности; 2) снижать трудозатраты студентов на переработку информации за счёт использования экспресс-метода «квант»; 3) осуществлять взаимодействие со всеми студентами при проведении имитационных уроков; 4) интегрировать учебно-профессиональную, научно-исследовательскую и проектно-инновационную деятельность студентов.

Об авторе

Н. А. Горлова
Государственный университет просвещения
Россия

Горлова Наталья Алексеевна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и современных образовательных технологий

г. Москва



Список литературы

1. Болотов В. А. Педагогическое образование в контексте вызовов и проблем 21 века: актуальность трансформации // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития: монография. Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. С. 23–42.

2. Ворновская А. А., Локша О. М. Актуальность внедрения реверсивного обучения в практику современного образования // Society of Russia: educational space, psychological structures and social values. 2017. Vol. 8. № 6-2. URL: http://ej.soc-journal.ru (дата обращения: 10.02.2025).

3. Горлова Н. А. Универсальные квант-технологии формирования смыслового аудирования у младших школьников // Специальное образование. Уральский государственный педагогический университет. 2020. № 1 (57). С. 17–39.

4. Громов Н. Д., Сапрыкин Д. А. Существующие технологии иммерсивной реальности на современном рынке // Международный журнал прикладных наук и технологий “Integral”. 2021. № 4. URL: https://e-integral.ru/ru/nauka (дата обращения: 06.06.2025).

5. Жданова Д. Е. Реверсивное обучение в контексте освоения иностранного языка студентами неязыковых вузов (на материале французского языка): дисс. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. 209 с.

6. Кричевский В. В. Искусство быть наставником // Непрерывное образование. Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. 2017. № 3 (21). С. 6–7.

7. Мигунова Е. В., Жигалик М. А., Аверкин В. Н. Реверсивное наставничество в профессиональной подготовке будущих педагогов // Человек и образование. 2020. № 1 (62). С. 88–94.

8. Муравьева А. А., Олейникова О. Н. Иммерсивное обучение – технология будущего или временное увлечение? // Казанский педагогический журнал. 2023. № 1. С. 120–129.

9. Теплова С. А., Горлова Н. А. Эффективные технологии развития навыков смыслового чтения у обучающихся основного общего образования // Перспективы науки и образования. Воронеж: Научно-образовательная инициатива, 2024, С. 350–365. DOI: https://www.doi.org/10.32744/pse.

10. Фаляхов И. И. Научно-методическое обеспечение подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей: автореф. дис. … канд-та пед. наук. Казань, 2019. 23 с.

11. Черниговская Э. С. Связь поколений в педагогическом образовании: реверсивное наставничество // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2023. № 1. С. 89‒94.

12. Яковлева Е. В. Цифровая компетентность будущего учителя как условие становления его профессионализма // Актуальные вопросы технологического и художественного образования: сборник статей / отв. ред. и сост. И. А. Власова. Т. 2. Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2021. С. 175–181.


Рецензия

Просмотров: 21


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)