Представления учителей иностранного языка об учебной автономии школьников
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-1-121-130
Аннотация
Целью данной статьи было исследовать представления учителей иностранного языка об учебной автономии в общеобразовательных школах и практику её формирования у учащихся на уроках иностранного языка, а также разработать необходимые рекомендации.
Методология и методы. Методологической основой исследования являются положения компетентностного (И. Л. Бим, И. А. Зимняя), рефлексивного (Л. М. Митина, С. Л. Рубинштейн), личностно-деятельностного (Л. В. Выготский, С. Л. Рубинштейн), коммуникативного (Г. A. Китайгородская, A. A. Леонтьев), дифференцированного подходов (А. А. Миролюбов). Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования; эмпирические методы (анализ, анкетирование, доказательство). С внедрением коммуникативного метода преподавания иностранного языка в учебные программы активно применяется личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы в языковом образовании, при котором ожидается, что учащиеся будут более активны в своём собственном процессе обучения. В классе учитель может выступать в качестве фасилитатора, консультанта. Однако в большинстве случаев учителя больше озабочены ролью передатчика знаний. В этом контексте учебная автономия представлена слабо, а иногда и просто отсутствует. В последние годы многочисленные публикации были посвящены взглядам учителей на учебную автономию (Борг, Альшумаймери, Мансуджи, Галешахзари, Джавид, Нгуен, Хабок).
Результаты. Данные были собраны в ходе анкетирования и интервью 26 учителей г. Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Результаты показали, что участники положительно относились к учебной автономии школьников (80,8%) и предпочитали социокультурную модель учебной автономии (в среднем 71%), но некоторые из них не обладали достаточными знаниями о ней (15%). Учителя полагают, что их ученики не обладают достаточным уровнем учебной автономии (55%). По их мнению, формирование учебной автономии на уроках иностранного языка затруднено из-за многих факторов, в частности нежелании самих учащихся и их семей, некомпетентности учителей в этом вопросе и ряда институциональных факторов (по данным личных интервью).
Теоретическая и/или практическая значимость. В исследовании представлено описание особенностей формирования учебной автономии школьников на уроках иностранного языка и обобщение методического материала по данной проблеме; практическая значимость работы заключается в возможности использования основных положений исследования для оценивания уровня сформированности учебной автономии на уроках иностранного языка.
Выводы. В статье предлагаются рекомендации, касающиеся более эффективного формирования учебной автономии учащихся на различных уровнях: от индивидуального до институционального.
Ключевые слова
Об авторе
З. И. ТрубинаРоссия
Трубина Зоя Игоревна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков и русской филологии
622031, Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Красногвардейская, д. 57
Список литературы
1. Григорьева Е.Я., Малеева Е.А.Автономия учащихся как принцип организации обучения иностранным языкам // Современные проблемы науки и образования.2014.№2.URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12621 (дата обращения: 01.01.2024).
2. Даниленко А.С., Шершнёва В.А.Учебная автономия: современное состояние и перспективы // Проблемы современного педагогического образования.2019.№64-3.С.79−81.
3. Коряковцева Н.Ф.Автономия учащегося в процессе изучения иностранного языка и культуры // Автономность в практике обучения иностранным языкам и культурам: сборник научных трудов Московского государственного лингвистического университета.№461.М.: Московский государственный лингвистический университет, 2001.С.16−17.
4. Симонян К.В.Методика использования компьютерных технологий при организации самостоятельной работы студентов (языковой вуз, начальный этап): автореф.дис.… канд.пед.наук. Тамбов, 2008.27 с.
5. Соловова Е.Н.Методика обучения иностранным языкам.М.: АСТ, Астрель, 2008.192 с.
6. Хусаинова С.В., Хуснутдинова Р.Р., Федекин И.Н.Учебная автономия обучающихся как проблема познания // Казанский педагогический журнал.2022.№3 (152).С.210–218.
7. Benson P.Autonomy in language teaching and learning // Language Teaching.2006.№40 (1).P.21–40.
8. Borg S., Alshumaimeri Y.Language learner autonomy in a tertiary context: Teachers’ beliefs and practices // Language Teaching Research.2019.№23 (1).Р.9–38.
9. Bui N.Learner autonomy in tertiary English classes in Vietnam // English tertiary education in Vietnam.London: Routledge, 2019.Р.158–171.
10. Chong S.W., Reinders H.Autonomy of English language learners: A scoping review of research and practice // Language Teaching Research.2022.№1-26.P.11–30. DOI: 10.1177/13621688221075812.
11. Dickinson L.Self-instruction in language learning.Cambridge: Cambridge University Press, 1987. 200 р.
12. Farrell T.S., Jacobs G.M.Essentials for successful English language teaching.London, UK: Continuum, 2010.160 p.
13. Holec H.Autonomy and foreign language learning.Oxford, UK: Pergamon Press.1981.53 р.
14. Kraft M.A., Dougherty S.M.The effect of teacher–family communication on student engagement: Evidence from a randomized field experiment // Journal of Research on Educational Effectiveness. 2012.№6 (3).Р.199–222.
15. Little D.Language learner autonomy: some fundamental considerations revisited // Innovation in Language Teaching and Learning.2007.№1 (1).Р.14–29.
16. Mansooji H., Ghaleshahzari A., Javid M.EFL learner autonomy: Iranian university instructors' beliefs vs.actual practices // Mextesol Journal.2022.№46 (1).Р.2–16.
17. Nguyen S., Habók A.Students’ beliefs about teachers’ roles in Vietnamese classrooms // Electronic Journal of Foreign Teaching and Learning.2021.№18 (1).Р.38–59.
18. Sinclair B.Learner autonomy: The next phase? // Learner autonomy, teacher autonomy: Future directions.London: Longman, 2000.Р.4–14.
19. Smith R., Ushioda E.Autonomy: Under whose control? // Maintaining control: Autonomy and language learning.Hong Kong: Hong Kong University Press, 2009.Р.241–253.
20. Teng M.F.Autonomy, agency, and identity in teaching and learning English as a foreign language. London: Springer, 2019.132 р.