Основные направления, формы поддержки и развития олимпиадного движения по искусственному интеллекту
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-1-6-21
Аннотация
Цель. Целью данного исследования является выявление и описание основных направлений, а также форм поддержки и развития олимпиадного движения, проводимого в рамках Всероссийской олимпиады школьников по искусственному интеллекту.
Методология и методы. В ходе работы были использованы интегративный, системно-деятельностный и личностно-ориентированный методологические подходы. Материалом для анализа теоретических аспектов исследуемой проблемы стали материалы, представленные в научных статьях электронных баз данных (каталог Российской государственной библиотеки, Elibrary, Web of Science, Scopus). Основными методами, используемыми в исследовании, стали методы анализа литературных источников, изучения и анализа образовательной практики, контент-анализа, сравнительного анализа, систематизации и обобщения полученных теоретических и практических результатов.
Результаты. Результатами исследования стало выявление и описание основных направлений, а также форм поддержки и развития олимпиадного движения в области искусственного интеллекта. Была установлена роль института наставничества и менторства в подготовке участников олимпиады по искусственному интеллекту на различных этапах её проведения. Определено значение ученических, родительских и профессиональных сообществ, выявлены области их пересечений, возникающие взаимосвязи и влияние на поддержку и развитие олимпиадного движения, в том числе через формирование в открытом образовательном пространстве специальной образовательной среды для изучения искусственного интеллекта.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования позволяют сформировать основные подходы к совершенствованию основных направлений и форм поддержки и развития олимпиадного движения в области искусственного интеллекта.
Выводы. В ходе исследования были выявлено, что основные направления, формы поддержки и развития олимпиадного движения по искусственному интеллекту в значительной степени обусловлены уникальными особенностями интеллектуальных состязаний в этой области и являются комплементарными. Установлено, что различные формы наставничества и менторства, используемые при подготовке школьников к олимпиаде по искусственному интеллекту, наиболее эффективны при наличии выстроенных взаимосвязей в ученических, профессиональных и родительских сообществах, поддержке социальных партнёров проводимых интеллектуальных состязаний в данной области, что существенно влияет на формирование и развитие специальной образовательной среды в открытом образовательном пространстве.
Ключевые слова
Об авторах
В. С. ЗапалацкаяРоссия
Запалацкая Вероника Станиславовна – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник отдела планирования и учёта научно-исследовательской деятельности управления развития науки
105005 г. Москва, ул. Радио, д. 10А, стр. 2
А. В. Горобец
Россия
Горобец Андрей Валерьевич – директор
115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 51
О. А. Балабанова
Россия
Балабанова Ольга Анатольевна – заместитель начальника управления развития науки
105005 г. Москва, ул. Радио, д. 10А, стр. 2
Список литературы
1. Агаханов Н. Х. Научно-методическое обеспечение работы с математически одарёнными детьми в многоуровневой системе предметных олимпиад и конкурсов: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. Елец, 2022. 53 с.
2. Аллаяров З. А. Подготовка школьников к участию в олимпиадах, конкурсах в образовательной организации // Педагогический журнал Башкортостана. Проблемы современной психологии и педагогики. 2018. №4 (77). С. 48–55.
3. Афендикова М. А. Креативная личностно и профессионально ориентированная технология профильного обучения математике: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2004. 23 с.
4. Багрова Н. В. Индивидуализация обучения химии в школьных творческих мастерских во внеурочной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2017. 20 с.
5. Запалацкая В. С., Балабанова О. А. Особенности обучения школьников, одарённых в области искусственного интеллекта // Московский педагогический журнал. 2024. №4. С.
6. Корсунова О. Ю. Педагогические условия организации интеллектуально-творческих ученических олимпиад: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 23 с.
7. Лазарев В. А. Педагогическое сопровождение одарённых старшеклассников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 2005. 33 с.
8. Лактионова Е. Б., Баева И. А., Орлова А. В. Роль образовательной среды в психологическом благополучии учащихся специализированных и общеобразовательных школ // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2020. №197. С. 31–41.
9. Лубинская Т. Н. Формирование исследовательских умений и навыков старшеклассников в процессе подготовки к конкурсам и олимпиадам: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2010. 30 с.
10. Мурзалин Б. Б., Ибрагимов В. Н. Психолого-педагогические особенности подготовки школьников к олимпиадам // Молодой учёный. 2021. №43 (385). С. 270–271.
11. Огурэ Л. Б. Многопредметная образовательная олимпиада как дидактическая форма организации и активизации интеллектуальной деятельности школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 24 с.
12. Павлова Е. С. Методика использования систем задач как средства развития одарённости при подготовке школьников к олимпиадам по информатике: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2014. 26 с.
13. Панов В. И. Одарённость как проблема современного образования // Материалы I Всероссийской конференции «Психология сознания: современное состояние и перспективы / Самара, 29 июня – 1 июля 2007 года. Самара: Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева, 2007. С. 477.
14. Станкевич А. С. Методология и технические решения для проведения олимпиад по информатике и программированию: автореф. дис. ... канд. техн. наук. СПб., 2011. 18 с.
15. Тетина С. В., Ильясов Д. Ф. Развитие дивергентного мышления старшеклассников средствами предметной олимпиады школьников // Мир науки, культуры, образования. 2019. №4 (77). С. 161–163.
16. Трубина И. И. Портрет финалиста олимпиады по искусственному интеллекту // Тенденции развития науки и образования. 2022. №85. C. 28–36.
17. Шадрин В. Ю. Развитие математической одарённости подростка в рамках поливариантности форм дополнительного образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1-1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?Id=17993 (дата обращения: 23.10.2024).
18. Lakind D., Atkins M., Eddy J. M. Youth mentoring relationships in context: mentor perceptions of youth, environment, and the mentor role // Children and youth services review. 2015. №53. P. 52–60.