Проблемы обучения студентов технического вуза жанрам академического английского языка
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-2-50-62
Аннотация
Цель статьи. На основе анализа научных жанров письменной речи в рамках академического дискурса описать характерные жанровые особенности научного иноязычного текста для неязыкового вуза. Определить, насколько студенты, изучающие иностранный язык для специальных целей, знакомы с академическими письменными жанрами и с какими проблемами в рамках этих жанров они сталкиваются.
Методология и методы исследования. Ведущие положения проведённого исследования базируются на общенаучных и специальных лингводидактических подходах: акмеологическом (И. А. Тютькова [21]), компетентностном (Н. Д. Гальскова [6] и Э. С. Чуйкова [23]) и личностно-деятельностном (А. В. Ананьева [1], Н. А. Горлова [8], М. О. Соболь [17] и Г. В. Сороковых [18; 19]). Данная работа основана на принципах коммуникативно-когнитивной направленности обучения иностранному языку в техническом вузе: принципе системности, аутентичности и интерактивности (Н. Д. Гальскова [6]). Психологические аспекты овладения письменной речью в своих исследованиях затрагивают Н. А. Горлова [8] и Н. И. Жинкин [10]. Не менее важными являются исследования по определению научного дискурса, проведённые Е. В. Вахтеровой [5] и И. В. Третьяковой [20]. Для достижения поставленной цели использованы методы анализа психолингвистической, лингвистической и методической литературы, сравнительный анализ жанров, а также анкетирование целевой аудитории исследования, которыми являются студенты-бакалавры технического вуза НИТУ МИСИС.
Результаты. Было проведено анкетирование студентов неязыкового вуза НИТУ МИСИС, что позволило выявить основные проблемы, связанные со знанием жанров академического английского языка (ААЯ) и самих особенностей ААЯ в неязыковом вузе. На основе проведённого анализа научных работ и оценки результатов анкетирования были предложены методические рекомендации по устранению выявленных пробелов в знаниях, что может потенциально повысить эффективность обучения письменной академической иноязычной речи студентов технического вуза.
Теоретическая и/или практическая значимость исследования состоит в выявлении проблем обучения иноязычной письменной научной речи в техническом вузе. Приводятся аргументы в пользу необходимости и важности понимания тех жанров письменной и устной академической речи, которые актуальны для современных студентов технических специальностей. Теоретически обоснованы принципы обучения письменной научной речи студентов неязыкового вуза; уточнена классификация системы академических (научных) жанров на основе сравнительно-сопоставительного анализа отечественной и зарубежной наук. Подчёркивается необходимость определения типов жанров, которым нужно обучать студентов неязыковых вузов.
Выводы. Для вовлечения студентов неязыковых вузов в научно-исследовательскую деятельность с ранних этапов получения высшего образования необходимо понимать специфику академического (научного) дискурса на иностранном языке. Для этого в рамках дисциплины «Академический английский язык» крайне важно познакомить студентов с актуальными для них жанрами и их особенностями, а также определить потенциальные проблемы обучения научной иноязычной речи.
Об авторе
О. В. КнязеваРоссия
Князева Ольга Владиславовна – аспирант кафедры методики преподавания иностранных языков
г. Москва
Список литературы
1. Ананьина А. В. Современные тенденции теории и практики обучения академическому письму // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №81-2. С. 59–63.
2. Бектуров Т. М., Кожогелдиева М. А. Значение организации исследовательской деятельности студентов в вузе // Бюллетень науки и практики. 2024. Т. 10. №2. С. 545–551. DOI: https://doi.org/10.33619/2414-2948/99/61.
3. Болсуновская Л. М., Рыманова И. Е. Академическое письмо: проблемы и пути решения при обучении студентов инженерных специальностей // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. C. 77–85.
4. Васильева Н. Л., Алешинская Е. В. Жанровая педагогика в обучении академическому письму // Филологический класс. 2024. Т. 29. № 1. C. 143–151.
5. Вахтерова Е. В., Борискина О. О., Стеблецова А. О. Исследовательский дискурс: жанровые универсалии и дисциплинарная специфика научных статей // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. Nº 3. C. 69–78. DOI: https://doi.org/10.17308/lie.2020.3/2935.
6. Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н. Методологическая культура исследователя в лингвообразовательном научном поиске. М.: Прометей, 2023. 210 с.
7. Гальскова Н. Д. Теория речевой деятельности А. А. Леонтьева как начало парадигмального сдвига в отечественной методической науке // Иностранные языки в школе. 2021. № 10. С. 15–23.
8. Горлова Н. А. Сущность и содержание личностно-созидающей стратегии образования // Журавлёвские чтения. Научно-педагогические основы проектирования личностно-созидающей стратегии образования: материалы IX Международной научно-практической конференции, посвящённой Году семьи, Году науки и технологий, проводившейся в рамках IX Международного фестиваля науки (Москва, 13 февраля 2024 года). М.: Государственный университет просвещения, 2024. С. 21–29.
9. Дианова Ю. А., Вагаева О. А., Ликсина Е. В. Организация научно-исследовательской работы студентов в техническом университете // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 312–323.
10. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1958. 370 с.
11. Колесникова Н. И. Русский научный стиль vs академическое письмо // Общество. Коммуникация. Образование. 2022. T. 13. № 1. C. 36–47.
12. Колябина Н. С., Астафурова Т. Н. Лингводидактические особенности жанров иноязычного академического письма // Известия ВГПУ. 2018. № 2 (125). С. 73–78.
13. Лежнева Е. Б. Жанровый подход в курсе академического письма // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики в неязыковом вузе: сборник материалов 3-й Международной научно-практической конференции (Москва, 11–12 декабря 2018 года). М.: Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет), 2019. С. 79–81.
14. Минеева И. Н. Академическое эссе: Теория и практика жанра // Филологический класс. 2015. №2 (40). С. 7–15.
15. Орешкова Н. Л. Методика обучения китайской иероглифической письменности на основе системы CEFR // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и перспективы развития: материалы VII Международной научно-практической онлайн-конференции студентов и молодых учёных, (Мытищи-Гомель-Москва-Санкт-Петербург-Минск-Речица, 16 марта 2022 года). М.: Московский государственный областной университет, 2022. С. 181–186.
16. Роот Э. В. Методологические подходы к моделированию технологии обучения умениям устной иноязычной технической коммуникации инженеров // Современное педагогическое образование. 2023. № 1. С. 166–171.
17. Соболь М. О., Горлова Н. А. Особенности реализации личностного подхода в образовательном процессе // Журавлёвские чтения. Трансформационные процессы в педагогической науке и образовании: Материалы VI Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти Журавлева Василия Ивановича (Москва, 11–16 февраля 2022 года) / под ред. Н. А. Горловой. М.: Московский государственный областной университет, 2022. С. 313–318.
18. Сороковых Г. В. Концептуальные положения системно-деятельностного подхода как цели иноязычного образования // Актуальные проблемы преподавания гуманитарных наук: теоретические и прикладные аспекты: сборник научных материалов по итогам международной научно-практической конференции (Франция, Антибы, 31 января 2017 года). М.: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2017. С. 178–180.
19. Сороковых Г. В. Персонификация обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Лингвистика и лингводидактика: сборник научных тезисов и статей по материалам Всероссийской научно-практической очно-заочной конференции (Орехово-Зуево, 29 октября 2021 года) / под ред. А. В. Кирилловой, М. В. Шуруповой. Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2021. С. 243–250.
20. Третьякова И. В., Акимова А. С. Академическое письмо: жанры и особенности // Дневник науки. 2018. № 5 (17). С. 22.
21. Тютькова И. А., Яковлюк С. М. Методы акмеологической направленности театральной педагогики в подготовке современного специалиста // Московский педагогический журнал. 2024. № 4. С. 186–196.
22. Aleksandrzak M. Genre-based approaches in teaching and learning English for academic purposes (EAP) (Жанровые подходы в преподавании и изучении английского языка для академических целей (EAP) )// Neofilolog. 2018. № 1. P. 137–151.
23. Chuikova E. S. Specifying Learners' Professional Needs in Academic Writing (Определение профессиональных потребностей учащихся в академическом письме) // Higher Education in Russia. 2021. Vol. 30. № 12. P. 102–109.
24. Hyland K. Genre and Academic Writing in the Disciplines (Жанр и академическое письмо в дисциплинах) // Language Teaching. 2008. № 41. P. 543–562.