Методологические подходы к формированию преадаптивности курсантов военных вузов
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-2-123-132
Аннотация
Цель. Рассмотреть методологические подходы к формированию преадаптивности курсантов военных вузов и представить комплексный анализ главных теоретико-методологических основ, позволяющих выявить ключевые аспекты формирования преадаптивности курсантов военных вузов.
Методология и методы. Основные положения проведённого исследования базируются на комплексной методологии, включающей системный, аксиологический и деятельностный подходы. Методы исследования: анализ научных источников, синтез научных идей, обобщение педагогического опыта.
Результаты. Рассмотрены системный, аксиологический и деятельностный подходы к формированию преадаптивности курсантов военных вузов. По итогам проведённого анализа определены ключевые аспекты формирования преадаптивности курсантов военных вузов: учёт индивидуальных особенностей курсантов, создание условий для развития профессиональных навыков и личностных качеств, координация действий всех участников образовательного процесса. Всё это в дальнейшем позволит разработать и внедрить эффективную систему формирования преадаптивности курсантов в военном вузе.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для разработки системы формирования преадаптивности курсантов военных вузов, которая будет направлена на создание условий для всестороннего развития курсантов и позволит им не только успешно проходить обучение, но и готовиться к выполнению своих служебных обязанностей в сложных и изменчивых условиях военной службы.1
Выводы. Учёт выделенных методологических подходов, влияющих на формирование преадаптивности, играет важную роль в профессионально-должностной подготовке курсантов военных вузов. Формирование преадаптивности у курсантов является актуальной и важной задачей системы военного образования, т. к. военные специалисты постоянно сталкиваются с быстрыми изменениями в политической и военной обстановке. Подготовка будущих офицеров, способных действовать в данных условиях неопределённости и динамичных ситуаций, является необходимостью для обеспечения обороноспособности государства.
Об авторах
В. Н. МирошкинРоссия
Мирошкин Виктор Николаевич – соискатель кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик
г. Челябинск
Н. В. Уварина
Уварина Наталья Викторовна (г. Челябинск) – доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по научной работе
г. Челябинск
Список литературы
1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.
2. Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Преадаптация к неопределённости: непредсказуемые маршруты эволюции. М.: Акрополь, 2018. 212 с.
3. Афанасьев В. Г. Общество, системность, познание и управление. М.: ИПЛ, 1981. 432 с.
4. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем – критический обзор. Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969. С. 23–82.
5. Блауберг И. В. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 271 с.
6. Гавенко Н. В. Теоретические основы деятельностного подхода в современной педагогике // Психолого-педагогическое образование в современных условиях. 2023. № 1. С. 121–125.
7. Галустян О. В., Гамисония С. С., Лю С. К вопросу о методологических основах педагогического исследования в научной литературе: системный подход // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2023. № 4. С. 10–13.
8. Георгиевский А. Б. Проблема преадаптации. Историко-критическое исследование. Л.: Наука, 1974. 148 с.
9. Годунов М. В. Стратегия смыслообразования личности в условиях информационной неопределённости: преадаптивный и адаптивный подход: дис. …канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2022. 343 с.
10. Жидкова А. А., Гордеев К. С., Воронцов А. М. Аксиологический подход в педагогике // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 1. С. 7.
11. Кирьякова А. В. Аксиологический инструментарий развития инновационной образовательной практики современного университета // Инновации в науке. 2012. № 9. С. 62–73.
12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Наука, 1975. 64 с.
13. Маликова М. Г. Аксиологический подход в педагогике: современность и перспективы // HOMINUM. 2022. № 2. С. 47–56.
14. Новиков А. М. Методология образования. М.: Эгвест, 2002. 488 с.
15. Садовский В. Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974. 280 с.
16. Яковлев Е. В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов: монография. Челябинск: Издательство РБИУ, 2010. 316 с.