Формирование успешности обучения учащихся основного общего образования посредством применения квант-технологий
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-1-49-61
Аннотация
Цель. Рассмотрение вопроса эффективности применения квант-технологий развития навыков смыслового чтения в формировании успешности обучения учащихся основного общего образования.
Методология и методы. Основные положения проведённого исследования базируются на общенаучных и специальных педагогических подходах: аксиологическом, культурологическом, системно-деятельностном и др. Статья посвящена анализу эффективности применения инновационных образовательных квант-технологий в формировании успешности обучения учащихся основного общего образования. Основными методами выступают анализ научной и научно-методической литературы, объединение и интеграция научных знаний, изучение и систематизация, собранных анкетных данных, педагогический эксперимент.
Результаты исследования. В ходе исследования уточнены критерии успешного обучения. Установлено, что мотивация к чтению учащихся основного общего образования связана со степенью понимания читаемого текста. Кроме того, автором выявлена взаимосвязь успешного обучения и развития навыков смыслового чтения. Также в статье представлены результаты самооценки учащихся 5–6 классов Петрозаводского президентского кадетского училища по итогам освоения программы внеурочной деятельности с применением инновационных квант-технологий развития навыков смыслового чтения.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическое значение исследования заключается в уточнении показателей и критериев успешного обучения на основе анализа понятия «успешное обучение» в работах разных исследователей. Практическая значимость исследования определяется в разработке и внедрении программы внеурочной деятельности на основе инновационных квант-технологий развития навыков смыслового чтения. Программа способствует повышению уровня читательской грамотности учащихся основного общего образования, что положительно влияет на успеваемость, а также на мотивацию к чтению.
Выводы. Применение современных образовательных технологий, направленных на развитие навыков смыслового чтения, оказывает существенное положительное влияние на обучение учащихся основного общего образования, повышая их успеваемость, мотивацию, личностные качества, социальную адаптивность. По итогам самооценки более 91% учащихся, освоивших программу овладения навыками и умениями смыслового чтения, оценили уровень их развития как высокий и средний, положительно оценили коммуникативное взаимодействие в процессе обучения, проявили готовность к применению полученных знаний, умений и навыков в учебной и повседневной жизни.
Об авторе
С. А. ТепловаРоссия
Теплова Светлана Анатольевна– заведующий учебным отделом; аспирант кафедры педагогики и современных образовательных технологий Государственного университета просвещения
185026, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Комсомольский, д. 11
Список литературы
1. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. Избранные психологические труды. Т. 2. М.: Педагогика, 1980. 566 с.
2. Артеменок Е. Н. Проблемы школьной неуспеваемости. Минск: Красико-Принт, 2008. 176 с.
3. Асмолов А. Г. Бурменская Г. В., Володарская И. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. М.: Просвещение, 2011. 159 с.
4. Бучнева Г. А. Стратегия – читательская грамотность // Вестник военного образования. 2021. №5. С. 121–124.
5. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. М.: Издательство Московского университета, 1985. 45 с.
6. Глинкина Г. В. Читательская грамотность обучаемых как основа достижения предметных и метапредметных результатов // Педагогика и психология: проблемы развития мышления. Развитие личности в изменяющихся условиях: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под общ. ред. Т. Н. Ищенко. Красноярск: Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева. 2020. С. 26‒33.
7. Гордеева Т. О., Сычев О. А. Диагностика мотивирующего и демотивирующего стилей учителей: методика «Ситуации в школе» // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. №1. C. 51–65.
8. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Сухановская А. В. Динамика учебной мотивации и ориентации на оценки у российских подростков в период с 1999 по 2020 гг. // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18. №3. C. 104–112.
9. Горлова Н. А. Смысловая сфера современного ребёнка как основа профилактики, коррекции и развития // Специальное образование. 2013. №2 С. 19–32.
10. Горлова Н. А. Универсальные квант-технологии смыслового аудирования у младших школьников // Специальное образование. 2020. №1. С. 17–39.
11. Колесова О. В., Гуцу Е. Г., Деменева Н. Н. Исследование читательской грамотности младших школьников на современном этапе развития образования // Перспективы науки и образования. 2020. №2 (44). С. 240–254.
12. Курапова Т. Ю. Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ // Психология в России и за рубежом: материалы I Международной научной конференции / Санкт-Петербург, октябрь 2011 года. Санкт-Петербург: Реноме, 2011. С. 106–109.
13. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. 287 с.
14. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. 590 c.
15. Петрова С. А. Особенности формирования учебной мотивации у подростков // Аллея науки. 2021. №7 (58). URL: https://alley-science.ru (дата обращения: 6.11.2024).
16. Пономарева Л. Д., Чурилина Л. Н. Текст как дидактическая доминанта современной системы речетворческого развития обучающихся: интерпретационный аспект // Перспективы науки и образования. 2019. №1 (37). С. 365–379.
17. Синтез психологии и педагогики – прорыв в образовании. По трудам Л. С. Выготского / сост.: А. А. Леонтьев. М.: Амрита-Русь, 2022. 248 с.
18. Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5–9 классах: как реализовать ФГОС. М.: Баласс, 2011. 128 с.
19. Таф П. Поможем ребенку добиться успеха: действенные методы и причины, по которым они работают. Москва: Клевер-Медиа-Групп, 2018. 221 с.
20. Теплова С. А., Горлова Н. А. Эффективные технологии развития навыков смыслового чтения у обучающихся основного общего образования // Перспективы науки и образования. 2024. №4 (70). С. 350–365.
21. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М.И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10–15 летних школьников // Вопросы образования. 2011. №2. С. 123– 150.
22. Теплова С. А., Носкова Н. А. Смысловое чтение и умение работать с информацией как ключевое метапредметное умение успешного обучения // Вестник военного образования. 2023.№3 (42). С. 130–134.
23. Якиманская И. С. Знания и мышление школьника. М.: Знание, 1985. 78 с.
24. Adler A. Seligman M. E. Р. Positive education: positive psychology and classroom interventions // Global Happiness Policy Report. 2018. URL: https://ppc.sas.upenn.edu (дата обращения: 20.06.2021).
25. Esteves M. The Democratization of Academic Success // American Journal of Educational Research. 2023. Vol. 11. №8. P. 494–499. DOI: 10.12691/education-11-8-3.