Формирование фонда оценочных средств в языковых вузах с использованием технологий искусственного интеллекта
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-1-91-107
Аннотация
Цель. Описание возможностей использования искусственного интеллекта для формирования фондов оценочных средств на примере дисциплины «Практический курс английского языка» в языковых вузах в форме входящего контроля и формирующего оценивания.
Методология и методы. В ходе проведения исследования и написания статьи были использованы следующие методы: метод теоретического анализа педагогических источников, систематизации и обобщения полученной информации. В практической части исследования для создания контрольных заданий входящего и формирующего оценивания были использованы эмпирические методы наблюдения, тестирования, педагогического эксперимента и метод шкалирования и ранжирования в ходе интерпретации полученных результатов.
Результаты. Описанные особенности использования искусственного интеллекта в формате онлайн-чата GPT демонстрируют возможности его применения в работе преподавателя на занятиях по английскому языку. Использование искусственного интеллекта для формирования фондов оценочных средств и заданий входящего контроля существенно сокращает время подготовки языкового материала и упрощает последующий процесс оценивания. При учёте технических ограничений работы искусственного интеллекта на современном этапе развития его внедрение в образовательный процесс может рассматриваться исключительно в качестве дополнительного методического инструмента.
Теоретическая и/или практическая значимость. Представленное в статье исследование обладает определённой теоретической и практической значимостью. Теоретическая значимость заключается в том, что полученные результаты расширяют понимание роли искусственного интеллекта в методике преподавания иностранных языков. С точки зрения практической значимости можно отметить, что полученные результаты могут быть применены для преподавания английского языка в языковом вузе, а также использованы в качестве иллюстративного материала при чтении лекций по методике преподавания иностранного языка.
Выводы. Предложенные способы использования искусственного интеллекта для формирования фонда оценочных средств показали эффективность в работе на занятиях по иностранному языку, а также позволили снизить методическую нагрузку преподавателя. На основе проанализированного механизма работы чата GPT были описаны способы составления корректного пользовательского запроса во избежание технических сложностей в работе с чатом. В ходе исследования были протестированы технические возможности чата GPT в процессе формирования фонда оценочных средств, что нашло отражение на скриншотах. Был сделан вывод о том, что функционал чата GPT допускает оценивание как заданий на множественный выбор, так и более объёмных письменных заданий при учёте заданных преподавателем чётких критериев и параметров оценивания. Составление заданий входящего контроля с помощью искусственного интеллекта также имело положительные результаты при условии заданной пользовательской уточняющей информации: уровня сложности, списка лексических единиц, грамматических структур и функционального стиля. Отмечается, что эффективность внедрения искусственного интеллекта в образовательный процесс возможна только при условии его использования в качестве дополнительного инструмента, требующего последующей проверки и корректировки результатов работы преподавателем.
Об авторе
П. Ю. НечипасРоссия
Нечипас Полина Юрьевна – аспирант кафедры Теории и практики иностранных языков Института иностранных языков
117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
Список литературы
1. Авраменко А. П., Ахмедова А. С., Буланова Е. Р. Технология чат-ботов как средство формирования иноязычной грамматической компетенции при самостоятельном обучении // Вестник Тамбовского университета. 2023. № 2. С. 386–394. DOI: 10.20310/1810-0201-2023-28-2-386-394.
2. Боголепова С. В., Бабасян Е. Р. Возможности искусственного интеллекта для разработки учебных и оценочных заданий по иностранным языкам // Преподаватель XXI век. 2024. №1. Ч. 1. С. 137–154. DOI: 10.31862/2073-9613-2024-1-137-154.
3. Воевода Е. В., Шпынова А. И. Применение технологий искусственного интеллекта при изучении делового английского (на примере письменных заданий) // Мир науки, культуры и образования. 2023. №5 (102). С. 237–240. DOI: 10.24412/1991-5497-2023-5102-237-240.
4. Евстигнеев М. Н. Ключевые вопросы обучения иностранному языку на основе искусственного интеллекта // Иностранные языки в школе. 2024. № 3. С. 18–24.
5. Исаева Т. Е., Шефиева Э. Ш. Использование искусственного интеллекта в образовательном процессе высших учебных заведений (на примере обучения иностранным языкам) // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. №10. С. 1–7. DOI: 10.24158/spp.2020.10.15.
6. Кадеева О. Е., Сырицина В. Н. Чат-боты и особенности их использования в образовании // Информатика в школе. 2020. №10 (163). С. 45–53.
7. Рынкевич А. В., Лизина М. А. Дидактический потенциал ChatGPT в иноязычном образовательном процессе в неязыковых вузах // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. №10-1. С. 474–480. DOI: 10.34670/AR.2023.87.66.064.
8. Сысоев П. В., Филатов Е. М. ChatGPT в исследовательской работе студентов: запрещать или обучать? // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. №2. С. 276–301. DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-276-301.
9. Сысоев П. В., Филатов Е. М., Евстигнеев М. Н. Матрица инструментов искусственного интеллекта в лингвометодической подготовке будущих учителей иностранного языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. №3. С. 559–588. DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-559-588.
10. Сысоев П. В., Филатов Е. М. Методика обучения учащихся и студентов написанию эссе в триаде «обучающийся – преподаватель – искусственный интеллект» // Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. №2. С. 38–54. DOI: 10.55959/MSU-2074-1588-19-27-2-3.
11. Сысоев П. В., Филатов Е. М. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. №1 (202). С. 66–72. DOI: 10.20310/1810-0201-2023-28-1-66-72.
12. Титова С. В. Карта компетенций преподавателя иностранных языков в условиях цифровизации образования // Педагогика высшей школы. 2022. №5. С. 134–147. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-5-133-149
13. Титова С. В. Экспериментальное внедрение модели организации формирующего и текущего контроля письменно-речевых умений на базе мобильных технологий студентов неязыкового вуза // Вестник Тамбовского университета. 2018. №172. С. 35–42. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-172-35-42.
14. Титова С. В., Староверова М. В. Этапы цифровизации языкового образования в XX-XХI вв. // Вестник Московского университета. 2023. №3. С. 25–45. DOI: 10.55959/MSU-2074-1588-19-26-3-2.
15. Харламенко И. В. Чат-боты в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. 2023. №3. С. 55–59.
16. Alexandara H., Role of AI in Education // Injuruty: Interdiciplinary Journal and Humanity. 2023. Vol. 2. №3. P. 260–268.
17. Jiahui H., Salmiza S., Yufei L. A Review on Artificial Intelligence in Education // Academic Journal of Interdisciplinary Studies. 2021. №3. P. 206–217. DOI: https://doi.org/10.36941/ajis-2021-0077.
18. Lazar K., Veljko A., Marija K. Artificial Intelligence in Education: A Review // Technics and Informatics in Education. 2023. №1. P. 223–228. DOI: 10.46793/TIE22.223K.
19. Selwyn N. On the Limits of Artificial Intelligence (AI) in Education // Nordisk tidsskrift for pedagogikk og kritikk. 2024. №10. P. 3–14. DOI https://doi.org/10.23865/ntpk.v10.6062.