О реализации межпредметных связей в школьном обучении физике и математике
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-2-87-95
Аннотация
Цель. Статья направлена на анализ межпредметных связей в обучении физике, акцентируя внимание на интеграции знаний из математики и физики для формирования системного мышления и ключевых компетенций учащихся.
Методология и методы. Исследование основано на литературном анализе, а также на практическом подходе, включающем использование метапредметного подхода и дифференциального исчисления в обучении физике. Рассматриваются примеры успешной реализации межпредметных связей, включая проектную деятельность, лабораторные исследования и использование образовательных технологий.
Результаты. В статье подчеркивается, что межпредметные связи помогают интегрировать знания из различных дисциплин, что способствует лучшему усвоению материала и развитию критического мышления у учащихся. Использование метапредметного подхода и дифференциального исчисления в преподавании физики способствует более глубокому пониманию реальных физических процессов и развитию аналитических способностей. Включение современных образовательных технологий, таких как симуляторы и программное обеспечение, способствует более эффективному обучению.
Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия межпредметных связей и их роли в образовательном процессе, а также в разработке методических рекомендаций для реализации межпредметного подхода. Практическая значимость заключается в предложении конкретных методов и примеров для внедрения межпредметных связей в школьную практику, что способствует более глубокому и осмысленному обучению.
Выводы. Интеграция межпредметных связей является важным элементом современного образования, способствующим развитию у учащихся комплексных знаний и навыков. Метапредметный подход и использование дифференциального исчисления помогают формировать ключевые компетенции, необходимые для успешной адаптации в быстро меняющемся мире. Для эффективной реализации межпредметных связей требуется подготовка педагогов, создание методических материалов и внедрение инновационных образовательных технологий.
Об авторе
Д. К. ЧеремныхРоссия
Черемных Данил Константинович – аспирант кафедры фундаментальной физики и нанотехнологии
г. Москва
Список литературы
1. Грань Т. Н. Реализация межпредметных связей при обучении математике и физике // Проблемы и перспективы развития образования по физике: Общеобразовательные учреждения, педагогические вузы: доклады научно-практической конференции (Москва, 11–12 апреля 2018 года) / под ред. С. А. Холиной. М.: МГОУ, 2018. С. 52–56.
2. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. / под ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. 656 с.
3. Кондаурова Т. А. Пути реализации межпредметных связей математики и физики в школьном курсе общего образования // Наука и образование в контексте глобальной трансформации: сборник статей V Международной научно-практической конференции (Петрозаводск, 09 июня 2022 года). Петрозаводск: Новая Наука, 2022. С. 33–38.
4. Кравченко В. В. Межпредметные связи физики и математики // XVII Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 23–24 апреля 2013 года) / под ред. В. Н. Скворцова. Т. 2. СПб: Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2013. С. 206–210.
5. Локк Д. Педагогические сочинения / пер. с англ. М.: Учпедгиз, 1939. 320 с.
6. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1945. 1023 с.
7. Холина С. А., Ильина Д. А. Методика изучения производной в средней школе // Фундаментальные проблемы математики, физики и математического образования: научные исследования в начале III тысячелетия: сборник трудов кафедры математического анализа и геометрии. М.: МГОУ, 2021. С. 74–78.
8. Черемных Д. К. Межпредметные связи физики с математикой при изучении механики в средней школе // Проблемы теории и практики инновационного развития и интеграции современной науки и образования : материалы V Международной научно-практической конференции (Москва, 14 февраля 2024 года). М.: Принтика, 2024. С. 84–86.
9. Шурыгин В. Ю., Шурыгина И. В. Активизация межпредметных связей физики и математики как средство формирования метапредметных компетенций школьников // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 41–44.