Критерии и методики выявления уровня сформированности метапредметных компетенций у будущих учителей географии
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-1-202-216
Аннотация
Цель статьи. Описать научные разработки в области диагностики метапредметных компетенций и предложить комплекс критериев и методик измерения уровня сформированности метапредметных компетенций у будущих педагогов-учителей географии.
Методология и методы. Основные положения данного исследования построены в контексте интеграции метапредметного и компетентностного подходов при подготовке будущих учителей географии. Основными методами исследования выступили контент-анализ, обобщение результатов диссертационных работ, обзор научной и методической литературы, нормативно-правовых документов в системе высшего образования, метод ранжирования. В ходе исследования было проведено тестирование студентов 1 и 4 курсов ФГАОУ ВПО «Государственный университет просвещения» направления подготовки «Педагогическое образование» с целью выявления уровня сформированности метапредметных компетенций будущих учителей географии.
Результаты. В ходе исследования установлено, что метапредметная компетенция будущих учителей географии представляет собой сложное, многогранное личностное образование, формирующееся в специально организованной образовательной среде. В результате были отобраны следующие виды метапредметных компетенций: информационные, коммуникативные и организационно-управленческие. Каждая из выбранных метапредметных компетенций имеет структуру, включающую в себя следующие компоненты: когнитивный, поведенческий и мотивационно-ценностный. Формирование данных видов метапредметных компетенций обеспечивают расширение возможностей личности при решении профессиональных задач любого уровня сложности, формируют целостное представление совокупности знаний, умений и навыков, а также способствуют развитию самостоятельности в принятии решений и самооценки.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении сущности понятия «метапредметные компетенции педагога». Разработанный комплекс метапредметных компетенций, описанные критерии и методы выявления уровня сформированности метапредметных компетенций могут быть востребованы на этапе общепрофессиональной и профессиональной подготовки будущих учителей, а также на курсах повышения квалификации педагогических кадров.
Выводы. Изучение и выявление уровня сформированности метапредметных компетенций у будущих педагогов по предлагаемым критериям и методикам позволит отслеживать процесс профессионального становления и своевременно его корректировать. Результаты диагностики показали различную степень выраженности уровня сформированности метапредметных компетенций у студентов 1 и 4 курсов, на что повлиял процесс обучения в вузе, а также самообразование студентов в условиях специально организованной образовательной среды, способствующей личностному и профессиональному росту будущих педагогов.
Об авторе
С. С. ШеманаевРоссия
Шеманаев Станислав Сергеевич – соискатель кафедры педагогики и современных образовательный технологий; учитель географии и экономики Государственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы «Школа №1287»
105005 г. Москва, ул. Радио, д. 10А, стр. 2
Список литературы
1. Бадмаева Н. Ц. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой) // Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография. Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2004. С. 151–154.
2. Бурханова И. Ю. Диалоговые технологии образования в формировании метапредметной компетентности магистрантов // Современные наукоёмкие технологии. 2017. №4. С. 75–79.
3. Бурханова И. Ю. Формирование метапредметных компетенций магистрантов в условиях практики: автореф. дисс. … канд. пед. наук. М., 2018. 8 с.
4. Горлова Н. А. Развитие личности обучающихся в образовательном процессе как педагогическая категория // Педагогика. 2020. Т. 84. № 1. С. 35–42.
5. Гуторова Г. Д. Формирование метапредметных компетенций у обучающихся основной школы на основе многомерного подхода: автореф. дисс. … канд. пед. наук. Казань, 2022. 8 с.
6. Гуторова Г. Д. Многомерный подход к формированию метапредметных компетенций в основной школе // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2021. №4 (57). С. 175–182.
7. Донецкая О. И. Методика диагностики метакогнитивной компетентности. Развитие метакогнитивной компетенции как предпосылка и цель образования в современной школе // III Андреевские чтения: Современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Казань: Центр инновационных технологий, 2018. С. 95–99.
8. Ишков А. Д., Милорадова Н. Г. Диагностика особенностей самоорганизации // Государственное регулирование общественных отношений. 2017. Ч. 1. №3. С. 399.
9. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика её диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. №5. С. 45–57.
10. Матвеева В. А. Методика формирования метапредметной составляющей ИКТ-компетентности будущих учителей начальных классов: результаты опытно - экспериментальной работы // Педагогическая информатика. 2021. №2. С. 58–65.
11. Мзокова Л. А. Теоретические и методические основы подготовки будущих учителей начальных классов к формированию метапредметной компетенции младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2017. №3 (64). С. 118–120.
12. Мзокова Л. А. Подготовка будущих учителей начальных классов к формированию метапредметных компетенций у младших школьников: дисс. … канд. педагогических наук. Грозный, 2020. 150 с.
13. Мухамедьярова Н. А., Богачев А. Н. Формирование и оценка уровня сформированности метапредметных компетенций // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2021. №3 (163). С. 77–99.
14. Мухамедьярова Н. А. Формирование метапредметных компетенций у педагогов системы дополнительного образования детей: автореф. дисс. … канд. пед. наук. Ярославль, 2021. 24 с.
15. Осипов М. В., Шершнева В. А. Метакомпетентность в иерархии компетентности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2020. №1 (51). С. 81–89.
16. Осипов М. В. Формирование метакомпетентности обучающихся в образовательном процессе вуза: дисс. … канд. пед. наук. Красноярск, 2023. С. 16–17.
17. Решетников О. В. Новая модель профессионализации // Образовательные технологии. 2015. №5. С. 43–51.
18. Россинская С. А. Формирование профессиональной метакомпетентности педагогов средствами облачных технологий в процессе повышения квалификации: автореф. дисс. … канд. педагогических наук. Орёл, 2022. 24 с.
19. Скворцова Ю. В., Кашапов М. М. Разработка методики самооценки метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности // Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитивного подходов. Ярославль: Ярославский государственный университет, 2012. С. 361–372.