Методы формирования личностных качеств и профессиональных навыков студентов-будущих менеджеров
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-1-168-178
Аннотация
Цель. Определить методы формирования личностных качеств и профессиональных навыков будущих менеджеров в процессе обучения в образовательных организациях высшей школы.
Методология и методы. Методология исследования характеризуется следующими методами: общенаучный, историко-педагогический, сравнительно-исторический.
Результаты. Определены основные виды деятельности, в которых формируются личностные качества и профессиональные навыки будущего менеджера. Систематизированы основные группы навыков, необходимые для эффективной работы в сфере менеджмента, а также методы, которые способствуют формированию этих навыков.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для разработки новых образовательных программ и методик, направленных на повышение качества подготовки управленческих кадров. А также работодателями, заинтересованными в найме квалифицированных менеджеров, для оценки уровня подготовки кандидатов и выбора наиболее подходящих специалистов.
Выводы. Учёт выделенных видов деятельности, в которых формируются личностные качества и профессиональные навыки будущего менеджера, а также основных групп навыков, необходимых для эффективной работы в сфере менеджмента и методов, которые способствуют формированию личностных качеств и профессиональных навыков будущего менеджера, может существенно повысить эффективность подготовки управленческих кадров в процессе обучения в образовательных организациях высшей школы.
Об авторах
В. И. КузнецоваРоссия
Кузнецова Виктория Игоревна – старший преподаватель кафедры экономики предприятия и менеджмента
170100, Тверская область, г. Тверь, ул. Желябова, д. 33
М. Г. Сергеева
Россия
Сергеева Марина Георгиевна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры «Педагогика, психология, право, история и философия»
141005, Московская область, г. Мытищи, ул. 1-я Институтская, д. 1
Список литературы
1. Адизес И. К. Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2016. 264 с.
2. Богдан Е. С., Чуланова О. Л. Концепция формирования soft skills выпускников вузов: монография. М.: Инфра-М, 2023. 147 с.
3. Буртовая Н. Б. Методы развития профессиональных способностей студентов-менеджеров // Вестник Тульского государственного педагогического университета. 2010. №5 (95). С. 148.
4. Галинова А. О., Варанкина В. А. Личностные качества менеджера как фактор деловой карьеры // Организация в современных социально-экономических условиях: психологическая теория и практика: сборник материалов региональной научно-практической конференции с международным участием / Тольятти, 11–12 февраля 2016 года. Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2016. С. 99–102.
5. Добросельский В. В. Формирование личностно-деловых качеств будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки: монография. Нижний Новгород: Открытое знание, 2018. 216 с.
6. Доронина Н. Н., Амельченко М. А. Личностные и деловые качества руководителя предприятия сферы сервиса // Научный результат. Серия: Технологии бизнеса и сервиса. 2015. №1. С. 60–66.
7. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Профориентология: Теория и практика. М.: Академический проект, 2020. 192 с.
8. Игумнова О. В. «Жизненные» и «гибкие» навыки обучающихся: границы применимости понятий в педагогике // Теория и практика социогуманитарных наук. 2019. №4 (8). С. 25–38.
9. Кларин М. В. Инновационный модели обучения: Исследование мирового опыта. М.: Луч, 2016. 640 с.
10. Личностно-профессиональное развитие в условиях эффективного управления организацией: коллективная монография / В. Н. Батищев, Е. А. Густова, С. Л. Евенко, Н. Т. Колесник. М.: Московский государственный областной университет, 2016. 122 с.
11. Сергеева М. Г., Бурнакин М. Н. Роль личностных качеств в профессиональной и учебной деятельности магистров экономики и менеджмента // Казанский педагогический журнал. 2019. №1. С. 16–19.
12. Цквитария Т. А. Формирование soft skills педагогических кадров профильного университета // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. №3. С. 14.
13. Blank S The four steps to the epiphany: Successful Strategies for Products that Win. М.: Альпина Паблишер, 2022. 613 c.
14. McLean P. Self as Coach, Self as Leader: Developing the Best in You to Develop the Best in Others. NY: Wiley, 2019 224 p.