Педагогические эффекты для студентов поколения Z в условиях цифровизации высшего образования
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-1-62-74
Аннотация
Цель статьи. Определить педагогические эффекты для студентов поколения Z в процессе обучения в вузе в условиях цифровизации высшего образования.
Методология и методы исследования. Базой научной работы явились концептуальные положения различных подходов (процессного, системного и компетентностного). Результаты исследования основывались на теоретическом анализе научной педагогической литературы, при использовании методов сравнительного анализа и синтеза были получены новые знания в области цифровизации высшего образования. Информационная база исследования представлена положениями нормативных документов в сфере высшего образования Российской Федерации.
Результаты. В статье раскрыты характерные признаки процесса цифровизации высшего образования, определены педагогические эффекты для студентов поколения Z в процессе обучения в вузе в условиях цифровизации высшего образования. Полученные результаты позволят преподавателям вузов осуществлять подготовку квалифицированных кадров для решения задач цифровой экономики.
Теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования включает определение характерных признаков процесса цифровизации высшего образования и установление типологизации педагогических эффектов для студентов поколения Z в процессе обучения в вузе в условиях цифровизации высшего образования. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении компонентов процесса обучения в вузе в условиях цифровизации высшего образования и определении понятия педагогического эффекта для студентов как результата профессионального и личностного развития обучающихся посредством внедрения в процесс обучения цифровых инструментов. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности преподавателей вуза в части организации процесса обучения по изучению учебных дисциплин.
Выводы. Вопросы цифровизации высшего образования являются сегодня актуальными и востребованными и требуют дальнейшего детального изучения с участием административных структур вуза, государства и представителей бизнеса.
Об авторах
С. А. ШевченкоРоссия
Шевченко Светлана Алексеевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономика и предпринимательство»
400005, г. Волгоград, пр-т им. В. И. Ленина, д. 28
И. А. Морозова
Россия
Морозова Ирина Анатольевна – доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и предпринимательство»
400005, г. Волгоград, пр-т им. В. И. Ленина, д. 28
Е. В. Кузьмина
Россия
Кузьмина Екатерина Валериевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и предпринимательство»
400005, г. Волгоград, пр-т им. В. И. Ленина, д. 28
М. И. Кузьмина
Россия
Кузьмина Мария Игоревна – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и предпринимательство»
400005, г. Волгоград, пр-т им. В. И. Ленина, д. 28
Список литературы
1. Алешковский И. А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О. В. Особенности формирования образовательных траекторий российских студентов: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. №4. С. 137–152.
2. Атаманова Г. И. Структурная модель образовательной деятельности в условиях цифровой трансформации // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. №3 (129). С. 2–6.
3. Бородина Т. С. Интеграция учебной и научно-исследовательской деятельности студентов в условиях цифровизации высшего образования // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2021. №3 (156). С. 26–29.
4. Гилева К. В. Профессиональные роли преподавателя вуза в условиях цифровой трансформации образования // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: гуманитарные исследования. 2021. №3 (11). С. 70–74.
5. Гирюк И. А., Варкулевич Т. В. Нормативные и организационно-экономические проблемы цифровизации системы высшего образования в Российской Федерации // Молодой учёный. 2023. №6 (453). С. 82–86.
6. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев; под науч. ред. В. И. Блинова. М.: Перо, 2020. 98 с.
7. Кириллова С. С., Кирина И. Б. Разнообразие оценочных средств как условие эффективности образовательного процесса // Наука и образование. 2022. Т. 5. №1. С. 134.
8. Коршунова О. В., Ракипова М. Ш. Оценивание образовательных достижений студентов вузов в контексте праксеологического подхода // Перспективы науки и образования. 2020. №1 (43). С. 24–38.
9. Лаврентьева Л. В., Вихарева А. Д., Дерябина А. А. Эффективность внедрения элементов цифровизации в научно-исследовательскую деятельность студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №79-4. С. 232–235.
10. Ладыжец Н. С., Неборский Е. В., Богуславский М. В. Драйверы цифровой трансформации в подходах к современному обучению студентов // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2021. Т. 5. №4. С. 446–450.
11. Ланщикова Г. А., Позднякова Т. Ю. Краудсорсинг в профессиональном образовании // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2023. №4 (41). С. 170–175.
12. Лызь Н. А., Лабынцева И. С. Цифровое поколение: трудности студентов и пути их преодоления // Педагогика. 2022. №6. С. 86–94.
13. Мацевич И. С. Естественно-научное образование будущего: STEAM технологии в современном образовательном пространстве // Endless light in science. 2022. №1. С. 55–58.
14. Морозова И. А., Шевченко С. А., Кузьмина Е. В. Абитуриент вуза как представитель поколения Z: личностные качества и ценностные ориентиры // Вопросы журналистики, педагогики и языкознания. 2023. №42 (1). С. 90–104.
15. Нарбут Н. П., Алешковский И. А., Гаспаришвили А. Т. Вовлечённость студентов в научную работу в период обучения в вузе: социологический анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2023. №2. С. 256–271.
16. Радугин А. А., Назаренко К. С. Модернизация образовательного процесса в вузе на основе цифровизации (социально-философский анализ) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2020. №3. С. 190–195.
17. Сапа А. В. Поколение Z- поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. №2. С. 24-30.
18. Сорокина Г. П. Основные принципы и подходы к актуализации образовательных программ высшего образования с учётом требований цифровой экономики // Современное педагогическое образование. 2021. №5. С. 17–20.
19. Яковлева Е. В., Илларионова Л. П., Москвина Е. В. Формирование мотивационно-ценностного компонента цифровой компетентности бакалавров педагогики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. №1. С. 58–70.
20. Gumasing M., Castro F. Determining ergonomic appraisal factors affecting the learning motivation and academic performance of students during online classes // Sustainability. 2023. Vol. 15. №3. P. 2–31.
21. Kaputa V., Loučanová E., Tejerina-Gaite F. Digital Transformation in Higher Education Institutions as a Driver of Social Oriented Innovations // Social Innovation in Higher Education Edition: Innovation, Technology, and Knowledge Management Chapter: 4. London: Springer, 2022. Р. 61–85.
22. Mirata V., Hirt F., Bergamin P.Challenges and contexts in establishing adaptive learning in higher education: findings from a Delphi study // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2020. №17 (1). Р. 25.
23. Saichaie K. Blended, Flipped, and Hybrid Learning: Definitions, Developments, and Directions // New Directions for Teaching and Learning. №2020 (164). P. 95–104.
24. Ulla M. B., Perales W. F. Hybrid Teaching: Conceptualization through Practice for the Post COVID-19 // Pandemic Education. Frontiers in Education.2022. №7. P. 3–8.
25. Wong B, Chiu Y.-L. T, Blake-Copsey M. A mapping of graduate attributes: what can we expect from UK university students? // Higher Education Research & Development. 2022. Vol. 41. №4. P. 1340–1355.