Моделирование процесса адаптации студентов первого курса к изучению химии
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-1-179-190
Аннотация
Целью данного исследования является описание модели адаптации студентов к обучению в вузе (на примере дисциплины «Химия»), основываясь на результатах анкетирования студентов Омского государственного технического университета с использованием методологии функционально-ориентированного моделирования.
Методология и методы. В процессе исследования использовались теоретические методы – анализ источников по тематике проекта, элементы математико-статистической обработки данных эксперимента, а также эмпирические методы – проведение опроса и экспертная оценка. Для разработки модели адаптации студентов к обучению в вузе (на примере дисциплины «Химия») применялся метод функционально-ориентированного моделирования.
Результаты. Выявлены проблемы, связанные с освоением студентами вузовского курса химии, и их связь с особенностями подготовки к ЕГЭ на основе анализа результатов опроса, в котором приняло участие 172 респондента. С учётом данных эмпирического исследования и мнения экспертов разработан тематический план вводного курса химии для студентов вузов. Построена модель системы адаптации студентов к обучению в вузе (на примере дисциплины «Химия») средствами функционального моделирования.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования состоит в разработке системы адаптации студентов к обучению в вузе (на примере дисциплины «Химия») на основе результатов анкетирования и экспертной оценки. Проблема исследования обусловлена объективной необходимостью разрешить противоречие между требованиями вузовского курса химии и низким уровнем подготовки большинства студентов ОмГТУ, изучающих эту дисциплину. Научная новизна работы заключается в применении метода функционально-ориентированного моделирования при разработке модели адаптации студентов к обучению в вузе дисциплине «Химия». Практическая значимость исследования определяется возможностью тиражирования разработанной модели, включающей вводный вузовский курс химии для ликвидации пробелов знаний у студентов с неудовлетворительными результатами, которые выявляются при проведении входной диагностики с учетом предложенного авторами тематического планирования при подготовке кадров высшей квалификации.
Выводы. Опыт реализации предложенной модели в течение двух лет в ОмГТУ позволяет сделать вывод о её эффективности и может быть использован для решения аналогичных проблем в других вузах РФ не только при обучении химии, но и другим дисциплинам, таким как, например, физика или информатика.
Ключевые слова
Об авторах
С. Х. МухаметдиноваРоссия
Мухаметдинова Светлана Хамитяновна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины»
644099, г. Омск, ул. Партизанская, д. 6
Е. Ю. Тюменцева
Россия
Тюменцева Евгения Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Химия и химическая технология»
644050, г. Омск, пр-т Мира, д. 11
Список литературы
1. Баева Д. Е., Грошева Е. К., Костина К. А. Проблема дисбаланса приоритетов школ и высших учебных заведений региона // Бизнес-образование в экономике знаний. 2024. №1 (27). С. 18–22.
2. Васюкова А. Н. Инженерное образование: проблема отношения студентов к химии // Тенденции развития науки и образования. 2020. №58-7. С. 24–29. DOI: 10.18411/lj-02-2020-138.
3. Жукова Е. Е. Выявление тенденций в предпочтениях выпускников российских общеобразовательных учреждений в выборе предметов для сдачи ЕГЭ // Экономика образования. 2020. № 1 (116). С. 65–71.
4. Мухаметдинова С. Х., Тюменцева Е. Ю. Проектирование системы эффективного управления молодёжной миграцией на основе методологии функционально-ориентированного моделирования (на примере Омской области) // Векторы благополучия: экономика и социум. 2023. Т. 51. №4. С. 163–171. DOI: 10.18799/26584956/2023/4/1681.
5. Овчар Н. А., Ануфриева Е. В., Дулина Н. В. Особенности образовательной стратегии выпускников школ при поступлении в региональные вузы России // Перспективы науки и образования. 2024. № 1 (67). С. 763–778. DOI: 10.32744/pse.2024.1.43.
6. Саяпова В. В., Уразбахтин Р. Р. Современные методики образования химии в России и зарубежных странах // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 4 (12). С. 262–266.
7. Тур Э. А., Халецкий В. А. Особенности преподавания курса «Химия» студентам строительных специальностей // Вестник Хакасского госуниверситета им. Н. Ф. Катанова. 2017. №20. С. 143–147.
8. Уточкина Е. А., Куприянова Г. А. Механизмы формирования уровня самоконтроля и самооценки в процессе преподавания химии в Амурской ГМА // Тенденции развития науки и образования. 2020. №65-3. С. 84–89.
9. Шарыпова Н. В., Павлова Н. В., Суворова А. И. Особенности преподавания химических дисциплин иностранным студентам в педагогическом вузе // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. С. 1. DOI: 10.17513/spno.30546
10. Ширяев С. Д., Лобанов А. В. Сравнительный анализ динамики предметной подготовки учителей химии в крупнейших педагогических вузах России // Наука и школа. 2023. № 6. С. 138–150. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-6-138-150.
11. Babaev D., Haitov S. K., Manasov N. A. Ways to strengthen the professional orientation of teaching chemistry courses at medical universities // ISJ Theoretical & Applied Science. 2020. №1 (81). P. 654–659.
12. Paristiowati M., Rahmawati Y., Fitriani E. Developing Preservice Chemistry Teachers’ Engagement with Sustainability Education through an Online, Project-Based Learning Summer Course Program // Sustainability. 2022. №14 (3). P. 1783. DOI: https://doi.org/10.3390/su14031783
13. Pluzhnik I. L., Guiral F. H. А. Modelling a high quality education for international students // Education and science journal. 2020. №22 (6). P. 49–73. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-13.6-49-73.