Патриотическое воспитание курсантов вузов МВД России в процессе освоения боевых приёмов борьбы
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-1-37-48
Аннотация
Цель статьи – раскрыть возможности и необходимые организационно-педагогические условия использования занятий по освоению боевых приёмов борьбы в целях патриотического воспитания курсантов вузов МВД России.
Методология и методы: междисциплинарный анализ научно-методической литературы, сравнительно-сопоставительный анализ исследуемых проблем.
Результаты. Проведённая работа дала возможность выявить роль эмоционально-ценностных ориентаций бойца-единоборца в воспитании полицейского-патриота; установить критерии, позволяющие диагностировать процесс формирования патриотизма в ходе освоения курсантами боевых приёмов борьбы; определить пути совершенствования организационно-педагогических условий воспитания патриотизма в процессе освоения боевых приёмов борьбы с учётом специфики образовательной среды вузов МВД России.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования дают возможность дополнить имеющиеся в современной педагогике представления относительно организационно-педагогических условий воспитания патриотизма у курсантов вузов МВД России. Определён набор критериев, позволяющих диагностировать процесс формирования патриотизма в ходе освоения боевых приёмов борьбы. Предложены конкретные формы и методы воспитания патриотизма в процессе освоения боевых приёмов борьбы. Результаты проведённой работы могут быть положены в основу совершенствования соответствующих педагогических технологий и воспитательных методик, реализуемых в вузах МВД России.
Выводы. Патриотизм является важной составляющей профессионального самосознания сотрудника полиции. Существенным потенциалом для организации воспитательной работы с курсантами вузов МВД в данном направлении обладают занятия по освоению боевых приёмов борьбы. Последние служат не только физическому развитию и укреплению волевых качеств, но и несут позитивное духовно-нравственное наследие традиционных единоборств.
Об авторе
К. Н. ПетровРоссия
Петров Константин Николаевич – кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры Тактико-специальной, огневой и физической подготовки
690087, Приморский край, г. Владивосток, ул. Котельникова, д. 21
Список литературы
1. Алексеенок А. А., Наливайко К. В. Патриотическое воспитание студенческой молодёжи: социологический анализ // Среднерусский вестник общественных наук. 2023. Т. 18. №3. С. 177–197.
2. Аманацкий Ю. В. Идеология патриотизма в системе формирования патриотического сознания сотрудников органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2022. №3 (20). С. 101–105.
3. Бугай М. В., Сокоренко Е. А. Военное-патриотическое воспитание студентов на занятиях по физической культуре средствами единоборств // Заметки учёного. 2021. №11-1. С. 209–212.
4. Бурмистрова К. М. Описание программы психологического сопровождения развития патриотизма курсантов ФСИН России в условиях образовательного процесса // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2021. №7 (197). С. 423–427.
5. Бычкова М. А. Взаимосвязь физической подготовки и патриотического воспитания // Актуальные исследования. 2023. №46-3 (176). С. 117–121.
6. Данакари Р. А. Патриотизм и дружба народов как базисные детерминанты российской цивилизации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2019. Т. 24. №5. С. 193–204.
7. Дроздова В. П., Матис В. И. Методологические подходы социально-культурной деятельности к проблеме патриотического воспитания подростков // Проблемы современной науки и образования. 2021. №2 (159). С. 25–28.
8. Евтихов О. В., Литвинов В. А., Зверев В. О. Специфика формирования профессионально развивающей образовательной среды в вузе МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26. №3 (86). С. 315–321.
9. Лесбекова Р. Б. Роль восточных единоборств и бокса в формирование личности в общеобразовательных школах // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. №4. С. 104–105.
10. Мотепоненко А., Еганов В. Педагогическое сопровождение тренировочного процесса по воспитанию патриотизма спортсменов, занимающихся видами единоборств // Современные проблемы науки и образования. 2013. №1. С. 259–260.
11. Павленко А. В. Патриотизм в системе высших ценностей современного общественного сознания // Наука и образование. 2020. Т. 3. №2. С. 394.
12. Печерцева О. Н., Танаева З. Р. Современные технологии спортивно-патриотического воспитания детей и подростков // Человек. Спорт. Медицина. 2021. Т. 21. №S1. С. 80–85.
13. Прокопенко В. В., Цирульников Н. Н. Использование средств физической и военно-прикладной подготовки в военно-патриотическом воспитании обучающихся в кадетских училищах Росгвардии // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2023. №2 (23). С. 112–119.
14. Пупырёв И. А. Структурно-содержательный аспект патриотических ценностей студентов // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. №15. С. 15–22.
15. Сафошин А. В., Стрелков В. И., Агафонова В. О. К вопросу об особенностях развития личности в практиках восточных единоборств // Проблемы современного образования. 2016. №6. С. 64–71.
16. Сикевич З. В., Федорова А. А. Границы русского патриотизма (опыт нереактивного и классического исследования) // Социологические исследования. 2021. №6. С. 134–146.
17. Филатов А. М. Изучение истории патриотических идей как необходимое условие военно-патриотического воспитания // Военный академический журнал. 2022. №1 (33). С. 99–108.
18. Хуснетдинов Г. Р. Образовательная среда вуза МВД России как один из элементов формирования профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2020. №3. С. 141–145.
19. Frost T. B. The case for international police cooperation on training issues // Janes Intelligence Review. 1996. №7. P. 330–334.
20. Houpt J. W., Cheng-Ta Yang, Townsend J. T. Мodeling individual differences in perceptual decision making. Lausanne: Frontiers Media SA, 2007. 140 p.