Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Проектирование элективного курса «Трансдисциплинарность как механизм образовательных инноваций: мой педагогический стартап»

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-1-154-167

Аннотация

Цель статьи – на основе анализа публикаций и педагогического опыта, представленного в открытых источниках, представить программу элективного курса для будущих педагогов «Трансдисциплинарность как механизм образовательных инноваций: мой педагогический стартап» и определить его результативность.
Методология и методы. Исследование опирается на методологию системного и компетентностного подходов в области высшего образования. В качестве методов исследования выступали: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблемам трансдисциплинарности и проектирования трансдисциплинарных курсов, обобщение педагогического опыта в данной сфере, анкетирование и анализ продуктов деятельности студентов. Курс был реализован в экспериментальном режиме на базе Шадринского государственного педагогического университета (Россия) и Казахского национального женского педагогического университета (Казахстан), выборка составила 112 человек – обучающихся по программам бакалавриата, куда были включены педагогические, психолого-педагогические направления подготовки, а также обучающиеся в рамках специального (дефектологического) образования («Дошкольное образование», «Психология образования», «Логопедия»).
Результаты исследования состоят в приращении научного знания о применении принципа трансдисциплинарности при проектировании содержания элективного курса для будущих педагогов «Трансдисциплинарность как механизм образовательных инноваций: мой педагогический стартап»; в разработке содержания образования для совершенствования компетенций студентов в области командообразования, участия в первых педагогических стартапах; в получении первых положительных результатов от реализации курса на основе анализа продуктов деятельности команд с применением метода экспертных оценок (оценка созданных педагогических стартапов) и удовлетворённости им со стороны обучающиеся, которые отметили повышение уровня соответствующих результатам курса знаний, умений и навыков (90%), 60% студентов оценили работу команды на 5 баллов, 20 – на 4 балла, 20% – на 3 балла.
Теоретическая и/или практическая значимость. Предложен элективный курс для специалистов сферы образования «Трансдисциплинарность как механизм образовательных инноваций: мой педагогический стартап». В содержание курса включены следующие темы: «Знакомство с основами теории оптимальности», «Сущность теории трансдисциплинарности», «Основы социальной психологии и этики взаимодействия в трансдисциплинарной команде», «Основные приёмы разработки трансдисциплинарных образовательных продуктов», «Оценка результативности образовательных инноваций».
Выводы. Разработанный элективный курс может быть рекомендован вузам для совершенствования соответствующих компетенций студентов обучающихся по педагогическим, психолого-педагогическим направлениям подготовки и в рамках специального (дефектологического) образования.

Об авторе

О. В. Крежевских
Тюменский государственный университет
Россия

Крежевских Ольга Валерьевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики детства

625003, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 6 



Список литературы

1. Андреев В. В., Гибадулин Р. Я., Жданов Р. И. Формирование трансдисциплинарного подхода к научной и педагогической деятельности как основная миссия Института перспективных исследований // Преподаватель XXI век. 2019. №2. С. 9–22.

2. Вахидова Л. В., Габитова Э. М. Cтруктура транспрофессиональных компетенций специалистов среднего звена // Международный научно-исследовательский журнал. Педагогические науки. 2016. №2. Ч. 4. С. 13–15.

3. Вихман В. В. Образование и его теоретические образы: трансдисциплинарное измерение: монография. Новосибирск: Издательство Новосибирского государственного технического университета, 2023. 290 с.

4. Восковская А. С., Карпова Т. А. Создание междисциплинарных курсов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. №2. С. 570–575.

5. Гуреев П. М., Гришин В. Н., Дуненкова Е. Н. Совершенствование механизма планирования инновационной деятельности на основе системно-трансдисциплинарного подхода // Управление. 2020. Т. 8. №1. С. 102–113.

6. Мокий В. С., Лукьянова Т. А. Трансдисциплинарность: стереотипы, подходы и направления // Universum: общественные науки. 2021. №3 (72). URL: https://7universum.com/ru/social/archive/item/11358 (дата обращения: 10.09.2024).

7. Сабанина Н. Р. Потенциал трансдисциплинарного подхода для современной российской системы высшего образования // Наука и школа. 2022. №4. С. 62–74.

8. Dow A., Pfeifle A., Blue A. Do we need a signature pedagogy for interprofessional education? // Journal of Interprofessional Care. 2021. №6. P. 2–5.

9. Fuhrmann L., Perner A., Klausen T. W. The effect of multi-professional education on the recognition and outcome of patients at risk on general wards // Resuscitation. 2009. №80 (12). P. 1357–1360. DOI: https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2009.03.013.

10. Guraya S., Barr H. The effectiveness of interprofessional education in healthcare: A systematic review and meta-analysis // The Kaohsiung Journal of Medical Sciences. 2018. №34 (3). URL: https://www.sciencedirect.com/journal/the-kaohsiung-journal-of-medical-sciences (дата обращения: 07.08.2021). DOI: 10.1016/j.kjms.2017.12.009.

11. Horsburgh M., Lamdin R., Williamson E. Multiprofessional learning: the attitudes of medical, nursing and pharmacy students to shared learningt // Medical Education. 2001. №35. Is. 9. P. 876–883.

12. Interprofessional bedside teaching: setting up a novel teaching programme / K. Watson, C. Mainwaring, A. Moran, F. Jangi, N. Raguseelan, T. Simpson // British Journal of Hospital Medicine. 2017. Vol. 78. Is. 12. P. 716–718.

13. Jantsch E. Vers l’interdisciplinarité et la transdisciplinarité dans l’enseignement et l’innovation // L’interdisciplinarité – Problèmes d’enseignement et de recherche, Centre pour la Recherche et l’Innovation dans l’Enseignement, Organisation de Coopération et de développement économique. Paris: Bordeaux, 1972. 108 p.

14. Kawas S., Hamdy H. Al a Peer-assisted Learning Associated with Team-based Learning in Dental Education // Health Professions Education. 2016. №3. Iss. 1. P. 38–43. DOI:10.1016/j.hpe.2016.08.003.

15. Nash W. A., Lynne A. H., Ridner S. Evaluation of an interprofessional education program for advanced practice nursing and dental students: The oral-systemic health connection // Nurse Education Today. 2018. №66. P. 25–32. DOI: 10.1016/j.nedt.2018.03.021.

16. Piaget J. The epistemology of interdisciplinary relationships // Interdisciplinarity: Problems of teaching and research in universities. Paris: Organization for Economic Coopera-tion and Development, 1972. P. 127–139.

17. Reed E. A., Todd J., Lawton S. Multi-professional educational intervention to improve and sustain respondents’ confidence to deliver palliative care: a mixed-methods study // BMJ Supportive & Palliative Care. 2017. №6. URL: http://spcare.bmj.com/content/7/3/A366.1 (дата обращения: 12.01.2018).

18. Restrepo Rodríguez M., Lelea M., Kaufmann B. Evaluating knowledge integration and co-production in a 2-year collaborative learning process with smallholder dairy farmer groups // Sustainability Science. 2018. №13. P. 1265–1286.

19. Soubra L., Badr E., Zahran M. Effect of Interprofessional Education on Role Clarification and Patient Care Planning by Health Professions Students // Health Professions Education. 2017. №4. URL: https://www.sciencedirect.com/journal/health-professions-education (дата обращения: 07.08.2021). DOI:10.1016/j.hpe.2017.12.005.

20. Tong R., Roberts L., Brewer M. Of contact counts: The development of interprofessional identity in first year students // Nurse Education Today. 2020. №86. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article (дата обращения: 07.08.2021). DOI:104328.10.1016/j.nedt.2019.104328.

21. Tsakitzidis G., Van Olmen J., Royen P. Training in Interprofessional Learning and Collaboration: An Evaluation of the Interprofessional Education Program in the Scale-up Phase in Antwerp (Belgium) // Slovenian Journal of Public Health. 2021. №60. P. 176–181. DOI: 10.2478/sjph-2021-002.


Рецензия

Просмотров: 56


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)