Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Методы нравственно-правового воспитания курсантов образовательных организаций МВД России

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-1-141-153

Аннотация

Цель – рассмотреть особенности воспитания курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД России, раскрыть методы их нравственно-правового воспитания.
Методология и методы. Для решения поставленных задач исследования использовался комплекс методов: междисциплинарный анализ научной литературы, системный анализ, структурно-функциональный анализ, документальная экспертиза, систематизация, обобщение, синтез.
Результаты. В научной статье отдельно рассмотрены цели, задачи и функции правового и духовно-нравственного воспитания, обосновывается возможность их объединения в один термин «нравственно-правовое воспитание курсантов и слушателей». Выделены три группы методов нравственно-правового воспитания в образовательных организациях МВД России: 1) методы формирования навыков и привычек общественно признаваемого поведения, опыта общественных отношений; 2) методы формирования сознания; 3) методы поощрения и наказания: стимулирование развития качеств личности, которые одобряются в современном российском обществе.
Теоретическая и/или практическая значимость исследования состоит в обосновании необходимости корректировки категориально-понятийного аппарата осуществления воспитательной работы в образовательных организациях МВД России. Решение теоретико-методологических задач организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел позволяет совершенствовать деятельность правоохранительных органов в соответствии с современными запросами общества и задачами, стоящими перед органами исполнительной власти.
Выводы. Система нравственно-правового воспитания в образовательных организациях МВД России является важной и необходимой составляющей воспитательного процесса. Её совершенствование, включая сделанные авторами предложения, позволит Министерству внутренних дел Российской Федерации посредством ведомственного нормативно-правового регулирования поддерживать высокую правовую культуру сотрудников, чувство социальной справедливости, добросовестность и сознательное отношение к поддержанию служебной дисциплины. От уровня общей культуры, компетентности, честности, уважения права, преданности долгу зависит не только юридически грамотная реализация полицейским правовых норм, но и общественное мнение вокруг его функций в социуме, социально-психологический климат в трудовом коллективе, наконец, престиж права, закона и правоохранительных органов.

Об авторах

А. А. Беженцев
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Беженцев Александр Анатольевич – кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права

119571, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82, стр. 1 



Н. А. Игошин
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Игошин Николай Алексеевич – кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и административного права

119571, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82, стр. 1 



Список литературы

1. Беженцев А. А., Игошин Н. А. Правовая культура и правовая активность личности: роль в обеспечении прав и свобод // Московский юридический журнал. 2023. №4. С. 25–34.

2. Богданов И. В., Струкова О. Н. Роль и значение патриотического воспитания // Материалы X Научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы современной науки и образования» / Мурманск, 27 февраля 2023 года / под общей ред. Е. М. Красовой. Чебоксары: Среда, 2023. С. 15–21.

3. Боргояков С. А. Концептуальные основания формирования духовно-нравственных ценностей в многонациональной России // Педагогика. 2023. Т. 87. №11. С. 22–37.

4. Буланкина Н. Е., Соболев А.Г. Методологическая готовность педагога-наставника к реализации духовно-нравственного воспитания современной молодёжи // Московский педагогический журнал. 2023. №4. С. 16–29.

5. Васкина Е. А. К вопросу о патриотическом воспитании курсантов образовательных учреждений МВД России // Педагогическое образование. 2023. Т. 4. №1. С. 11–14.

6. Веселова Е. К. Значение этико-центрированной концепции человека С. Л. Рубинштейна для психологии духовно-нравственного воспитания // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2022. № 5. С. 486–490.

7. Душкин А. С., Гейжан Н. Ф. Игошин Н. А. Полицейская педагогика: монография. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета МВД России, 2019. 168 с.

8. Зуйкова А. А. Осипова А. Н., Пухов А. С. Роль педагогических способностей в процессе обучения и воспитания курсантов образовательных организаций МВД России // Вестник экономической безопасности. 2023. №3. С. 232–236.

9. Игошин Н. А. Актуальные проблемы формирования личности правоохранительного типа в государственном образовательном учреждении Министерства внутренних дел Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. №3 (55). С. 229– 232.

10. Кипреев С. Н. Специфика исследований процесса формирования духовно-нравственных ценностей в Краснодарском университете МВД России // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2023. №4 (68). С. 237–248.

11. Ксенофонтов В. А. Формирование личности офицера в контексте военной безопасности // Научная мысль. 2022. Т. 19. № 1-1 (43). С. 69–77.

12. Логунова Е. П. Духовно-нравственная составляющая в педагогике высшей школы как основа высших мотиваций жизни // Материалы IX Международной межвузовской научно-методической конференции: «Инновационные технологии в педагогике высшей школы» / Санкт-Петербург, 28 декабря 2023 года. СПб.: Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва, 2023. С. 326–331.

13. Марченко Г. В. Образовательные и воспитательные технологии формирования нравственных основ будущей профессиональной деятельности курсантов и слушателей вузов системы МВД России // Инновационные методы и образовательные технологии подготовки сотрудников органов внутренних дел: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Ростов-на-Дону, 26 сентября 2018 года. Ростов-на-Дону, Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. С. 26–34.

14. Марченко Г. В. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел и профилактика коррупции // Профилактика коррупции в органах внутренних дел: нормативно-правовое обеспечение, практическая реализация, пути совершенствования: материалы внутриведомственной научно-практической конференции / Санкт-Петербург, 9 декабря 2020 года. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2020. С. 87–91.

15. Никитская Е. А., Евсеева И.Г. Инновационный опыт осуществления социального воспитания в контексте профессиональной социализации курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Вестник экономической безопасности. 2023. №2. С. 260–266.

16. Петелин А. С., Волкова С. А. Теоретико-методологическое обоснование патриотического воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2023. №1 (298). С. 56–61.

17. Свинарева О. В., Лихоткина А. В. Содержание методов педагогического воспитания курсантов образовательных организаций МВД России // Защити меня. 2023. №2. С. 150–154.

18. Семенов К. Б., Семенова А. С., Хлызова И. B. Проблемы нравственного воспитания в России: история, теория, практика // Московский педагогический журнал. 2021. №3. С 19–26.

19. Скопа В. А. Нравственное воспитание учащихся: общественно-педагогическая проблема // Обзор педагогических исследований. 2023. Т. 5. №4. С. 165–169.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 65


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)