Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Работа с текстами А. С. Пушкина на занятиях по русскому языку как иностранному

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-1-75-90

Аннотация

Цель исследования – определить и предложить способы оптимизации учебных материалов и форм работы с текстами произведений А. С. Пушкина и об А. С. Пушкине для студентов-иностранцев, опираясь на анализ особенностей восприятия этих текстов обучающимися и анализ опубликованных учебных материалов.
Методология и/или методы исследования: анализ теоретических подходов в области преподавания иностранных языков, анализ практических методических разработок по работе с текстами А. С. Пушкина и об А. С. Пушкине, анкетирование студентов и анализ их речевой деятельности.
Результаты исследования. Опросы, проведённые среди иностранных стажёров-бакалавров 3 курса из КНР со специализацией «Русский язык», диагностические задания, которые выполнялись студентами в рамках отдельных дисциплин, входящих в программу «Практический курс русского языка» для иностранных стажёров, показывают, что студенты имеют развитую страноведческую компетенцию. Вместе с тем они не могут использовать полученные знания в реальной коммуникации и учебной деятельности. Во многом это связано с тем, что обучающиеся мало вовлечены в учебный процесс, в имеющихся учебных материалах на основе художественных текстов представлены в основном задания, которые могут выполняться механически. Авторами предлагаются методические рекомендации по разработке коммуникативных заданий для иностранных обучающихся на основе современных педагогических технологий (обучение в сотрудничестве, метод проектов, квесты) и способов подачи информации (инфографика), которые позволяют вовлечь студентов в самостоятельное исследование жизни и творчества А.С. Пушкина, организовать коммуникацию на занятии.
Теоретическая и/или практическая значимость работы. Статья содержит обобщения в области методики работы с художественным текстом в практическом курсе русского языка для иностранных студентов, которые могут быть использованы для проведения дальнейших исследований в методике преподавания РКИ, конкретные рекомендации по организации этой работы.
Выводы. Проведённый анализ показывает, что классическая литература и тексты о писателях-классиках могут использоваться и используются как учебный материал. Уже созданные разработки содержат недостаточное количество заданий, которые мотивируют студентов анализировать творческий путь писателя, его творческое наследие, культуру страны изучаемого языка, а также заданий, которые мотивируют студентов общаться на изучаемом языке. Обсуждающиеся в методике преподавания иностранных языков, в том числе в методике преподавания русского языка как иностранного, приёмы работы могут применяться при работе с произведениями А. С. Пушкина и материалами о жизни и творчестве А. С. Пушкина. Их использование при условии релевантной работы преподавателя-методиста повышает эффективность занятий и позволяет развивать коммуникативную компетенцию студентов, заинтересовывать исследованием культуры страны изучаемого языка.

Об авторах

Е. И. Головаха
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
Россия

Головаха Елизавета Игоревна – старший преподаватель кафедры стажировки зарубежных специалистов 

117485, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 6
 



Д. С. Труханова
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
Россия

Труханова Дарья Сергеевна – кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры стажировки зарубежных специалистов

117485, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 6



В. М. Филиппова
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
Россия

Филиппова Варвара Михайловна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры стажировки зарубежных специалистов

117485, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 6



Список литературы

1. Болдырева Е. М. Преподавание русской литературы в китайском университете: из опыта работы // Ярославский педагогический вестник. 2019. №1(106). С. 85–92.

2. Голенко М. Д. Метод проектов на занятиях по домашнему чтению на факультете иностранных языков // Ярославский педагогический вестник. 2014. №2. C. 143–147.

3. Головаха Е. И. Часть 5. Использование активных методов в условиях смешанного обучения РКИ // Русский язык в поликультурном мире: коммуникация, понимание, обучение: коллективная монография. Тверь: Тверской государственный университет. 2023. С. 261–270.

4. Коломейцева Е. Б., Матвеев А. П. Визуализация на уроках по РКИ // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2023. №1 (29). С. 41–47.

5. Кривенко О. Ф. Методический потенциал цифровых мультимодальных текстов в обучении РКИ: дис. … канд. пед. наук. М., 2023. 209 с.

6. Кулибина Н. В. Интерактивные уроки по произведениям А.С. Пушкина в электронной образовательной среде (выбор текста и организация работы) // Русский язык за рубежом. 2019. №3 (274). С. 44–48.

7. Лебедева М. Ю., Веселовская Т. С., Купрещенко О. Ф. Особенности восприятия и понимания цифровых текстов: междисциплинарный взгляд // Перспективы науки и образования. 2020. №4 (46). С. 74–98. DOI: 10.32744/pse.2020.4.5

8. Мезит А. Э. Опыт использования инфографики на уроках РКИ // Русский язык за рубежом. 2021. № 3. С. 41–48.

9. Потапурченко З. Н., Белова Е. В. Александр Пушкин: комплексное учебное пособие для изучающих русский язык как иностранный: [видеофильм и книга для чтения]. М.: Русский язык. Курсы, 2014. 55 с.

10. Рублева Е. В. Использование квест-технологии на занятиях по русскому языку как иностранному// Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве. Русский язык за рубежом. 2019. №3 (274). С. 104–111.

11. Труханова Д. С. О разнообразии методических форм реализации межпредметных связей в преподавании РКИ китайским бакалаврам-стажёрам в Институте А.С. Пушкина (на примере разработки, интегрирующей натурные уроки и метод проектов, посвящённой 220-летию со дня рождения А. С. Пушкина) // Межпредметные связи в период стажировки иностранных студентов-филологов в Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина: сборник статей и учебно-методических материалов. М.: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2020. С. 56–61.

12. Филиппова В. М. Лингводидактический потенциал метода проектов и его реализация в преподавании РКИ: дис. … канд. пед. наук. М., 2018. 208 с.

13. Хехтель А. С. Технология визуализации при обучении языку специальности (нефтяной профиль) // Русский язык за рубежом. 2021. №1. С. 106–113.

14. Шантурова Г. А. Аспект «Домашнее чтение» в обучении РКИ стажёров-русистов // Пушкинские чтения: сборник научных работ по итогам Международной научно-практической конференции «XXVIII Пушкинские чтения». М.: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2019. С. 97–100.

15. Шантурова Г. А. Современные методические технологии на практических занятиях по РКИ (из опыта работы с китайскими студентами-филологами) // Русский язык за рубежом. 2013. №1 (236). С. 26–32.

16. Kongwat A. The effects of collaborative reading instruction using infographics on students’ reading comprehension // An Online Journal of Education. 2019. Vol. 14. № 2. P. 2–12.

17. Namaziandost E., Gilakjani A. P., Hidayatullah. Enhancing pre-intermediate EFL learners’ reading comprehension through the use of Jigsaw technique // Cogent Arts & Humanities. 2020. Vol. 7. №. 1. URL: https://www.tandfonline.com (дата обращения: 10.10.2024). DOI: 10.1080/23311983.2020.1738833.

18. Sabbah S. The effect of jigsaw strategy on ESL students’ reading achievement // Arab World English Journal (AWEJ). 2016. Vol. 7. P. 445–458. DOI: 10.2139/ssrn.2804034.

19. Wang M., Wegerif R. From active-in-behaviour to active-in-thinking in learning with technology // British Journal of Educational Technology. 2019. Vol. 50. № 5. P. 2178–2180.


Рецензия

Просмотров: 91


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)