Стимулирование познавательной активности студентов путём моделирования образовательных ситуаций
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-1-131-140
Аннотация
Цель. В статье рассматривается проблема низкой познавательной мотивации студентов в условиях традиционного обучения; даётся определение понятия «образовательная ситуация», раскрываются преимущества образовательных ситуаций и предлагаются технологии их моделирования.
Методология и методы. В исследовании был использован метод педагогического эксперимента, в котором создаются условия для стимулирования познавательной активности студентов. Эффективность моделируемых образовательных ситуаций оценивалась путём симуляции работы системы, включая все стадии: создание моделей образовательных ситуаций различными преподавателями, проведение занятий с использованием этих моделей и получение обратной связи от обучающихся.
Результаты. По итогам проведённого критического анализа традиционного подхода к обучению были выделены его недочёты в области формирования познавательной активности и недостаточная привлекательность для обучающихся процесса обучения. В ходе работы было уточнено содержания понятия «образовательная ситуация» и рассмотрены применяемые образовательные технологии в этой области. В исследовании были выделены преимущества использования моделирования образовательных ситуаций, получена положительная обратная связь от студентов о качестве каждой созданной модели.
Теоретическая и/или практическая значимость. В статье детально представлена структура моделей образовательных ситуаций, а также приведены примеры, подтверждающие основные тезисы автора. Авторская программа по моделированию образовательных ситуаций может служить основанием для дальнейшего исследования и найти применение в педагогической практике. Представленные в исследовании идеи направлены на трансформацию и улучшение структуры учебного процесса в целом.
Выводы. Использование моделей образовательных ситуаций оказало положительное влияние на формирование познавательной активности обучающихся. Разнообразие форматов проведения и игровая составляющая способствовали повышению интереса к учебному процессу, а моделирование порядка представления информации – структурированности её усвоения. Это подтвердило успешность выбранного подхода и эффективность применения данных моделей в учебном процессе.
Ключевые слова
Об авторе
А. К. БалтыковРоссия
Балтыков Арслан Константинович – старший преподаватель кафедры Природообустройства и охраны окружающей среды
358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, д. 11
Список литературы
1. Антохина Ю. А. Управленческая ситуация и риски // π-Economy. 2013. №6-1 (185). С. 287–291.
2. Балтыков А. К. Развитие навыков познавательной деятельности у студентов технических специальностей // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2020. №1. С. 29–36.
3. Балтыков А. К., Сангаджиев В. К., Абушинов Б. Б. Создание обучающего образовательного результата моделирования для самореализации студентов в учебной среде // Педагогические исследования. 2022. №4. С. 149–165.
4. Быков А. В. Понятие игровой модели в командных игровых видах спорта // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. №10. С. 58–64. DOI: 10.24412/2305-8404-2021-10-58-64.
5. Ваганова О. И., Гладкова М. Н., Степина Н. В. Реализация технологии коллективного взаимообучения при формировании аналитических умений у обучающихся // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. №2 (31). С. 95–98.
6. Груминская Л. А., Матвеева А. С. Перспективы развития непрерывного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-4. С. 103–107.
7. Землянская Е. Н. Образовательные ситуации как единица событий образовательного процесса // Наука и школа. 2020. №3. С. 83–92.
8. Иохвидов В. В. Закрепление учебного материала и использование основных звеньев процесса обучения с целью повышения эффективности урока // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Международной научной конференции. Самара: Асгард, 2016. С. 6–10.
9. Каргополов И. С. Актуализация процесса обучения // Молодой учёный. 2019. №12 (250). С. 265–266.
10. Котлярова Т. С. Проектирование межпредметных связей для формирования профессионально значимых качеств будущих педагогов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2021. №15 (2). С. 154–158.
11. Кунашенко М. И., Матюшкина А. А. Динамика интеллектуальной уверенности в решении проблемных задач // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2023. №3. С. 98–119.
12. Николов Н. О. Участие молодых преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования в научно-исследовательских коллективах как условие развития научного стиля мышления // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. №2 (43). С. 80–97.
13. Самигуллина Г. С. Реализация компетентностно-творческого подхода средствами использования комплексных интегрированных задач // Филология и культура. 2010. №20. С. 263–268.
14. Талагаева Ю. А., Варушкина А. В., Калгина Е. А. Применение технологии коллективного взаимообучения на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. №7 (5). С. 496–500.
15. Хитрук Е. Б. Новые игровые решения в образовании: геймификация как технология формирования критического мышления // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022. №65. С. 171–177.