Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРИРОДЕ

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2021-1-14-29

Аннотация

Цель. Определить роль и место педагогического сопровождения труда в природе детей дошкольного возраста в процессе их экологического образования в образовательно-воспитательном процессе дошкольной организации на основе результатов исследования, отражающего педагогические условия сопровождения трудовой деятельности дошкольников в образовательной среде дошкольной образовательной организации. Процедура и методы. Произведён педагогический эксперимент и анализ труда в природе детей дошкольного возраста среди детских садов Подмосковья. Кроме того, авторы провели теоретический анализ эмпирического материала (феномен труда в природе детей дошкольного возраста в образовательной среде дошкольной образовательной организации), результатов педагогического эксперимента среди дошкольников, направленного на выявление сформированности ими навыков осуществления трудовой деятельности в природе, на констатирующем и контрольных этапах исследования. Педагогические методы исследования - анализ, синтез, педагогическое наблюдение. Результаты. Эмпирически проверено утверждение о необходимости педагогического сопровождения трудовых экологических поручений для детей дошкольного возраста. Доказано, что труд в природе выступает фундаментом социализации и морально-нравственным фарватером развития личности ребёнка-дошкольника. Теоретическая и/или практическая значимость. Заключается в обобщении значительного массива педагогического материала по вопросам педагогического сопровождения труда в природе детей дошкольного возраста, педагогических данных до и после эксперимента, а также в представлении педагогически подтверждённых трудовых экологических поручений для дошкольников в образовательной среде детского сада.

Об авторах

Н. Г. Пантелеева
Московский государственный областной университет
Россия


О. В. Кобелева
Московский государственный областной университет
Россия


А. Л. Третьяков
Московский государственный областной университет
Россия


Список литературы

1. Богуславская Т. Н. Вариативные формы и обеспечение доступности качественного дошкольного образования // Управление образованием: теория и практика. 2013. № 4. С. 19-27.

2. Богуславский М. В. В. А. Сухомлинский: уроки радости познания: монография. М., Тверь, 2005. 112 с.

3. Богуславский М. В., Богуславская Т. Н. Развитие теоретических основ содержания дошкольного и общешкольного образования (в отечественной педагогике второй половины XX века): монография. Саранск, 2010. 217 с.

4. Гладкая И. В. О подготовке студентов бакалавриата педагогического вуза к реализации экологического образования школьников // Взаимосвязь инженерного и экологического образования - требование современности: сборник статей Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции с международным участием «Формирование престижа профессии инженера у современных школьников» в рамках Петербургского международного образовательного форума. СПб., 2018. С. 317-319.

5. Гладкая И. В. Становление экологического мировоззрения студентов вуза в диалоге поколений // Диалог поколений: социально-педагогические ракурсы: материалы XXXI Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2010. С. 242-247.

6. Калаков Н. И., Кобелева О. В. Проблема адаптации человека в современных условиях // Теория и практика социальной работы: опыт и перспективы: сборник трудов участников 1-й Международной конференции. Ульяновск, 1999. С. 39-40.

7. Кобелева О. В. К вопросу о формировании жизненных ценностей у молодежи // Национально-региональный компонент образования в условиях его стандартизации: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Бирск, 1997. С. 24-27.

8. Комарова Т. С. Интеграция в эстетическом воспитании детей // Детский сад от А до Я. 2004. № 6. С. 14-24.

9. Комарова Т. С. О взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. 1995. № 5. С. 47-49.

10. Мельников Т. Н. Цифровизация современного дошкольного, начального и дополнительного образования в XXI веке: постановка проблемы // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований: сборник трудов Международной научно-практической конференции «XV Левитовские чтения». М., 2020. С. 35-49.

11. Москвина А. С., Третьяков А. Л. Актуальные тренды развития современного дошкольного образования // Проектирование образовательных систем в условиях реализации ФГОС: материалы Международной научно-практической конференции. Армавир, 2018. С. 48-54.

12. Муратова А. А. Воспитание положительного отношения к труду у дошкольников // Вопросы педагогики. 2020. № 8-2. С. 83-85.

13. Найбауэр А. В. Что мешает педагогам создавать образовательную среду в детском саду? // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2015. № 3-4. С. 70-75.

14. Опыт сетевого поведения дошкольников / Э. П. Печерская, В. Б. Звоновский, Д. Ю. Меркулова, В. А. Плешаков, М. Г. Мацкевич // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2013. № 9. С. 143-146.

15. Пантелеева Н. Г. Воспитание доброты и отзывчивости у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2019. № 2. С. 10-17.

16. Пантелеева Н. Г. Образовательные ресурсы социокультурной среды в патриотическом воспитании дошкольников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 2. С. 13-20.

17. Первые шаги детей в Интернете / Э. П. Печерская, В. Б. Звоновский, Д. Ю. Меркулова, М. Г. Мацкевич, В. А. Плешаков // Социологические исследования. 2014. № 12. С. 74-80.

18. Развитие детской одарённости в условиях современного образования: монография / С. Л. Фролова, О. Н. Чепкова, А. П. Суходимцева [и др.]; под общ. ред. Н. В. Лалетина. Красноярск, 2013. 164 с.

19. Тарабарина Т. И. Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 2. С. 128-131.

20. Третьяков А. Л. Экологическое образование детей дошкольного возраста: постановка проблемы // Язык и актуальные проблемы образования: научные труды IV Международной научно-практической конференции. М., 2019. С. 317-321.

21. Федорова С. Ю. Выбор видов спорта для детей (организационно-методический аспект) // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2017. № 6. С. 103-104.

22. Corraliza J. A., Collado S. Ecological Awareness and Children’s Environmental Experience // Papeles Del Psicologo. 2019. № 3. Pp. 190-196. DOI: 10.23923/pap.psicol2019.2896.

23. Fang S.-C. The influence of parental education on the environmental education of pre-schoolers: A case study of self-designed picture book // Journal of Baltic Science Education. 2018. № 2. P. 187-199.

24. Frantz C. M., Mayer F. S. The importance of connection to nature in assessing environmental education programs // Studies in Educational Evaluation. 2014. № 41. Pp. 85-89. DOI: 10.1016/j.stueduc.2013.10.001.


Рецензия

Просмотров: 423


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)