Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Формирование русскоязычной коммуникативной компетентности обучающихся в процессе преподавания РКИ с использованием метода «сторителлинг»

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2023-4-93-107

Аннотация

Актуальность. Данная тема представляется актуальной, т. к. в условиях получения высшего образования в российских вузах иностранные граждане должны максимально быстро и на достаточном для дальнейшего обучения уровне овладеть русским языком, для чего необходимо использование новейших педагогических технологий, одной из которых является метод «сторителлинг».

Цель. Доказать, что формирование русскоязычной коммуникативной компетентности (далее – РКК) иностранных студентов будет происходить эффективнее с использованием на занятиях РКИ метода «сторителлинг».

Методы исследования. На поисковом этапе были проанализированы научно-методические статьи, опубликованные в рецензируемых научных журналах, по проблеме использования метода «сторителлинг». По результатам анализа содержания и компонентной структуры русскоязычной коммуникативной компетентности для констатации уровней её сформированности у иностранных студентов в обучении РКИ были выделены три критерия с соответствующими показателями, в соответствии с которыми были разработаны тестовые задания и осуществлена диагностика иностранных студентов на констатирующем и заключительном этапах экспериментального исследования.

Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость. Данное исследование способствует решению научной проблемы использования педагогической технологии «сторителлинг» при формировании у иностранных студентов русскоязычной коммуникативной компетентности.

Результаты. Результаты исследования подтвердили эффективность разработанной методики обучения РКИ иностранных студентов в вузе с использованием метода «сторителлинг». По результатам исследования можно констатировать, что после внедрения экспериментальной методики наблюдалась положительная динамика уровней сформированности РКК студентов экспериментальной группы (ЭГ) по сравнению с результатами контрольной группы (КГ), которая обучалась по традиционной методике. Статистический анализ подтвердил эффективность разработанной методики обучения РКИ иностранных студентов в вузе с использованием метода «сторителлинг».

Выводы. На основании проведённой экспериментальной работы показано, что формирование русскоязычной коммуникативной компетентности иностранных студентов будет происходить эффективнее с использованием на занятиях РКИ метода «сторителлинг».

Об авторах

Ян Цзин
Институт иностранных языков, Синьцянский университет; Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина
Россия

Ян Цзин – преподаватель института иностранных языков; аспирант

СУАР, район Тяньшань, г. Урумчи, улица Шэнли, 666;

117485, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 6



О. В. Низкошапкина
Российский университет дружбы народов
Россия

Низкошапкина Ольга Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка №4

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6



Список литературы

1. Багрецова Н.В. Сторителлинг в обучении иностранному языку: ключевые аспекты // Педагогика и психология образования. 2020. № 2. С. 25–38.

2. Ли Хунцзюань. Исследование моделей обучения русскому языку как иностранному // Педагогический журнал. 2019. Т.9. № 5А. Ч.I. С. 374–381.

3. Хатченс Д. 9 техник сторителлинга / пер. с англ. О.Г. Белошеева. Минск: Поппури, 2016. 288 с.

4. Хутыз И.П. Сторителлинг в лекционном дискурсе // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т.10. № 2. С. 64–73. DOI: 10.18721/JHSS.10206.

5. Шмакова А.П. Применение технологии «сторителлинг» на занятиях по иностранному языку с целью формирования инструментальной компетенции будущих специалистов экономической сферы // Дискурс. 2018. № 2 (16). С. 78–88.

6. Andrews D., Hull D. Storytelling as an instructional method: Descriptions and research question // The Interdisciplinary Journal of Problem-Based Learning. 2009. Vol.3. № 2. P. 6–23.

7. Arunraj T. Story telling a method of language teaching // Notions. 2017. Vol. 8. № 3. P. 26–30.

8. Atta-Alla M.N. Integrating language skills through storytelling // English Language Teaching Journal. 2012. Vol. 5. № 12. P. 3–13.

9. Chang C.-Y., Chu H.-C. Mapping digital storytelling in interactive learning environments [Электронный ресурс] // Sustainability. 2022. № 14. URL: https://www.mdpi.com (дата обращения: 10.09.2023). DOI: 10.3390/su141811499.

10. Choo Y.B., Abdullah T., Nawi A.M. Digital storytelling vs. oral storytelling: An analysis of the art of telling stories now and then universal // Journal of Educational Research. 2020. Vol. 8. № 5A. P. 46–50. DOI: 10.13189/ujer.2020.081907.

11. Danielian M.G., Astashchenko E.V. Sinônimos morfológicos no ensino do russo como língua estrangeira // Revista EntreLinguas. 2021. Vol. 7. № 5. P. 984–1000.

12. De Boer J.J., Feleus A., Hesselink A. Using storytelling methodology to identify barriers and facilitators of sustained physical activity in patients with a chronic disease: A qualitative study [Электронный ресурс] // BMJ Open. 2022. № 12. URL: https://bmjopen.bmj.com (дата обращения: 10.09.2023).

13. Dujmovic M. Storytelling as a method of EFL teaching // Methodological Horizons. 2006. Vol. 1. № 1. P. 75–88.

14. Dzasezheva L., Rebro O., Tikhonova I. Impact of multimedia technology on the formation of foreign language communicative competence in students // Revista Conrado. Vol. 19. № 90. P. 297–303.

15. Gadzaova L., Goverdovskaya E., Alisultanova E. Conditions and opportunities of subject-based learning at universities and its impact on students’ linguistic competence // Revista Conrado. Vol. 19. № 90. P. 107–111.

16. Rice C., Mündel I. Storymaking as methodology: Disrupting dominant stories through multimedia storytelling // Canadian Review of Sociology. 2018. Vol. 55. № 2. P. 211–231. DOI: 10.1111/cars.12190.

17. Ruppert N., Adcock L.T., Crave J. Digital storytelling: A tool for identifying and developing cultural competence with pre-service teachers in an introduction to middle level education course // Current Issues in Middle Level Education. 2017. Vol. 22. № 1. P. 31–36.

18. Shanturova G., Shutova M., Persiyanova S. Estratégia do hemisfério direito e consideração do perfil lateral como tecnologia inovadora para o ensino de russo como língua estrangeira a estudantes chineses [Электронный ресурс] // Revista EntreLinguas. 2022. Vol. 8. № 2. URL: https://dialnet.unirioja.es (дата обращения: 10.09.2023).

19. Skripak I.A., Shatskaya A.V., Ukhanova E.V. Information technologies and language: The impact of CAT systems on improving the efficiency of translators' training // Theory and Practice in Language Studies. 2022. Vol. 12. № 11. P. 2358–2364. DOI: 10.17507/tpls.1211.16.

20. Sulastri L., Septiani R.A. Teacher strategies using story-telling method: Increase the courage of studens to speak // PROJECT. Professional Journal of English education. 2019. Vol. 2. № 6. P. 838–844.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 180


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)