Preview

Moscow Pedagogical Journal

Advanced search

ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ: АКАДЕМИЧЕСКАЯ И ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Abstract

Актуальность. В условиях новой реальности экономика РФ испытывает определенный дефицит высококвалифицированных молодых ученых, в том числе психологов и педагогов, что требует совершенствования методики иноязычной подготовки будущих специалистов психолого-педагогического профиля в сфере межкультурной коммуникации в англоязычном академическом дискурсе.

Цель исследования заключается в разработке обучающего модуля «Формирование академической и цифровой грамотности в англоязычном академическом дискурсе: анализ научной статьи» для обучения магистрантов психолого-педагогического направления подготовки основам академической грамотности. Основное содержание исследования составляет анализ теоретико-методологических основ концепции формирования иноязычной академической и цифровой грамотности студентов старших курсов. В статье представлены взгляды исследователей по вопросам содержания и компонентов исследуемых понятий, выступающих в качестве элементов компетентностного профиля магистрантов психолого-педагогического направления. Авторами рассматриваются технологии предметно-языкового интегрированного обучения и ИКТ как инструменты формирования универсальных коммуникативных и цифровых компетенций через обучение академической и цифровой грамотности в рамках дисциплины «Иностранный язык». Описывается опыт применения на практике обучающего модуля «Формирование академической и цифровой грамотности в англоязычном академическом дискурсе: анализ научной статьи», приводятся результаты его апробации. Представлены рекомендации по эффективному включению модуля в образовательный процесс.

Методы исследования. В данном исследовании применялись общенаучные и специальные методы: диалектический, анализ и синтез, сравнение и аналогия, системный, сравнительный анализ, наблюдение, интервью, статистические методы (парный t-критерий Стьюдента).

Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость статьи заключается в теоретическом обосновании педагогических условий применения данного модуля, обеспечивающего создание условий, которые имитируют естественную профессиональную среду научной деятельности ученых. Практическая часть исследования может быть использована в иноязычном обучении магистрантов или студентов старших курсов гуманитарных направлений подготовки, направленном на формирование основ академической и цифровой грамотности.

Результаты исследования. На основе обобщения результатов внедрения разработанного обучающего модуля доказана целесообразность его использования в подготовке магистрантов психолого-педагогического профиля. Прохождение модуля способствует формированию компетенций академической и цифровой грамотности в англоязычном академическом дискурсе, что подтверждается статистически достоверными результатами экспертного оценивания, а также само- и взаимоценивания участников экспериментального исследования.

Выводы. Делается вывод о важности компетенций иноязычной академической и цифровой грамотности для молодых ученых, целесообразности построения образовательного процесса по английскому языку в вузе на основе технологий предметно-языкового интегрированного обучения и ИКТ, а также об эффективности внедренного в практику вузовского иноязычного обучения модуля «Формирование академической и цифровой грамотности в англоязычном академическом дискурсе: анализ научной статьи», возможности его применения для студентов естественнонаучных и технических специальностей.

About the Authors

Ирина Абрамова
Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск
Russian Federation


Елена Шишмолина
Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск
Russian Federation


References

1. Агеенко Н.В., Меньшенина С.Г., Доброва В.В., Лабзина П.Г. Практические аспекты формирования академической грамотности в вузе // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 7. с. 117-127. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-117-127

2. Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2000. № 11. c. 14-20.

3. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / под ред. Б. Дендева. - М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. 320 с.

4. Кириллова, О. В. О влиянии языка статей на показатели научных журналов в международных наукометрических базах данных, Научный редактор и издатель // Science Editor and Publisher. 2019. №4 (1-2). с. 21–33. DOI: 10.24069/2542-0267-2019-1-2-21-33

5. Короткина И.Б. Академическая грамотность и система оценки в парадигме образования // Ценности и смыслы. 2017. № 5(51). c. 20-31

6. Лосева Н.В. Новая педагогическая реальность и активные методы преподавания (на примере грамматики французского языка) // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. №3. С.126-131

7. Мироненко Е.С. Применение технологии CLIL при разработке дополнительных общеобразовательных программ: проблемы и перспективы // Педагогика и психология образования. 2021. № 1. С. 36–52. DOI: 10.31862/2500-297X-2021-1-36-5

8. Смирнова Н.В. Академическая грамотность как фактор иноязычной профессиональной подготовки // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. №1. С.140-147

9. Green B., Beavis C. Literacy in 3D: An Integrated Perspective in Theory and Practice. Camberwell, Victoria: Australian Council for Educational Research (ACER), 2012. 248 p.

10. Greene H., Crespi Ch. The Value of Student Created Videos in the College Classroom – an Exploratory Study in Marketing and Accounting // International Journal of Arts & Sciences. 2012. Vol. 5 (1). P. 273-283.

11. Duff P.A. Language socialization into academic discourse communities // Annual Review of Applied Linguistics. 2010. Vol. 30. P. 169–192.

12. Jarvinen M.K., Jarvinen L.Z. Elevating Student Potential: Creating Digital Video to Teach Neurotransmission // The Journal of Undergraduate Neuroscience Education (JUNE). 2012. Vol. 11. P.A6-A11

13. Lea M.R., Jones S. Digital Literacies in Higher Education: Exploring Textual and Technological Practice // Studies in Higher Education. 2011. Vol. 36. No. 4. P. 377–393. DOI: https://doi. org/10.1080/03075071003664021

14. Moje E.B. Doing and teaching adolescent literacy with adolescent learners: A social and cultural enterprise // Harvard Educational Review. 2015. Vol. 85(2). P. 254–278.

15. Penn Project Showcases Student Created Video Projects in Teaching and Learning // Almanac: Journal of record, opinion and news. 2010. October 26. Vol. 57. № 9. URL: http://www.upenn.edu/almanac/volumes/v57/n09/video.html

16. Russell D.R. Texts in contexts: Theorizing learning by looking at genre and activity. In R. Edwards, G. Biesta, & M. Thorpe (Eds.) Rethinking contexts for learning and teaching: Communities, activities and networks. Routledge, 2009. section 1(2). P.17-30. doi: 10.4324/9780203881750.

17. Shanahan T., Shanahan C. Teaching disciplinary literacy to adolescents: Rethinking content-area literacy // Harvard Educational Review. 2008. Vol. 78(1). P. 40–59.


Supplementary files

1. Неозаглавлен
Subject
Type Исследовательские инструменты
Download (7MB)    
Indexing metadata ▾
2. файл статьи для слепого рецензирования
Subject
Type Other
Download (172KB)    
Indexing metadata ▾
3. файл статьи для слепого рецензирования
Subject
Type Other
Download (172KB)    
Indexing metadata ▾
4. файл статьи для слепого рецензирования
Subject
Type Other
Download (172KB)    
Indexing metadata ▾
5. файл статьи для слепого рецензирования
Subject
Type Other
Download (172KB)    
Indexing metadata ▾
6. файл статьи для слепого рецензирования
Subject
Type Other
Download (172KB)    
Indexing metadata ▾

Review

Views: 11


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)