Аксиологические стратегии развития целостного педагогического коллектива школы
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-1-22-36
Аннотация
Цель статьи заключается в раскрытии ценностных стратегий как концептуальных основ целостного педагогического коллектива школы, направленного на организацию, управление и реализацию предметно-воспитывающей функции образования и выявление проблем и перспектив его развития с целью формирования гражданской идентичности у обучающихся.
Методы. В исследовании использовалась информация из научных источников и нормативных документов по теме работы, применялись теоретические методы анализа и обобщения, а также аналитико-статистические методы квалиметрии в процессе экстраполяции и логического сравнения информации.
Научная новизна заключается в выявлении ценностей воспитания и обучения для профессионального развития целостного педагогического коллектива, а также в уточнении наиболее значимых аксиологических концептов как ориентиров учебно-образовательного единства в командной работе педагогического коллектива. Практическая значимость предполагает реализацию выявленных аксиологических стратегий единства обучения и воспитания, консолидирующих деятельность педагогического коллектива образовательной организации.
Результаты исследования. Рассмотрены концептуальные основы целостного педагогического коллектива, отражающие ценности единства обучения и воспитания. Реализован опыт исследования ценностных ориентаций педагогических работников в логике аксиологической взаимосвязи педагогического коллектива, учащихся, института семьи и государства. Выявлены проблемы и предложены перспективы их преодоления в форме аксиологических стратегий профессионального развития целостного педагогического коллектива школы.
Выводы. Установлено, что целостность педагогического коллектива играет ключевую роль в формировании и реализации национальных ценностей в образовательном процессе. Акцентуация на единстве и целостности педагогических коллективов школы поставила вопрос необходимости укрепления ценностей коллективной деятельности в условиях современной школы.
Ключевые слова
Об авторе
А. К. КрупченкоРоссия
Крупченко Анна Константиновна – доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник
105005 Москва, ул. Радио, д. 10А, стр. 2
Список литературы
1. Буланкина Н. Е., Соболев А. Г. Методологическая готовность педагога-наставника к реализации духовно-нравственного воспитания современной молодёжи // Московский педагогический журнал. 2023. №4. С. 16–29.
2. Гербарт И. Ф. Главнейшие педагогические сочинения Иоганна Гербарта в систематическом извлечении / пер. А. Ф. Адольфа. М.: Издательство К. Тихомирова, 1906. 199 c.
3. Гордашникова О. Ю., Кузнецов А. Н., Федорчук Ю. М. Актуализация эффективных форм наставничества в системе общего образования // Научно-педагогическое обозрение. 2023. №2 (48). С. 77–85. DOI: 10.23951/2307-6127-2023-2-77-85.
4. Гулюк Л. А., Головина И. В., Крупченко А. К. Государственная образовательная политика: ценностно-целевые ориентиры современного педагога // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2023. №4 (91). С. 13–20. DOI 10.51904/2306-8329_2023_91_4_13.
5. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Народное образование. 2010. №1. С. 39–47.
6. Коцина М. Н. Воспитание гражданина и патриота в трудах A. C. Макаренко // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2021. №5 (80). С. 63–67.
7. Крупченко А. К., Анзина Т. И., Попова Е. А. Развитие целостного педагогического коллектива школы: генезис и принципы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2024. №4 (96). С. 10–16. DOI: http://dx.doi.org/10.36871/2306-8329_2024_96_4_11.
8. Крупченко А. К., Халадов Х. А. С., Медведева Т. Ю. Ценностные ориентации как основа становления аксиологического профиля гражданской идентичности педагога // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11. №3 (44). С. 3–11. DOI 10.26795/2307-1281-2023-11-3-1.
9. Мухина Н. Н. Аксиологический потенциал межкультурной интерпретации художественного текста // Межкультурная парадигма лингвообразования: теоретические аспекты и технологические решения: сборник научных трудов. М.: Языки народов мира, 2022. С. 202–214.
10. Селюкова Е. А. Педагогический коллектив – многофункциональная целостная система в управлении образовательным учреждением // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2016. №1 (58). С. 37–42.
11. Слепцова И. Ф. Ценностная основа и направления создания единого образовательного пространства // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2024. №1 (93). С. 41–46.
12. Становление аксиологического профиля гражданской идентичности педагога: Электронное издание сетевого распространения / Т. В. Бугайчук, И. В. Головина, Л. А. Гулюк, А. В. Вотинцев, Т. Г. Госсэ. М.: Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации, 2023. 232 с.
13. Ульянова И. В. Специфика подходов к диагностике воспитательной системы современной школы // Успехи современного естествознания. 2015. № 3. С. 205–211.
14. Федорчук Ю. М., Кузнецов А. Н., Гордашникова О. Ю. Требования к директору школы: опыт разработки профессионального стандарта руководителя. М.: Институт управления образованием РАО, 2021. 224 с.
15. Фоменко С. Л. Условия и детерминанты профессионального становления и развития педагогического коллектива современной школы // Образование и наука. 2014. №4. С. 43–55.
16. Cao S. Effects of Search Strategies on Collective Problem-Solving // Mathematics. 2023. №11 (22). URL: https://www.mdpi.com/2227-7390/11/22/4642 (дата обращения: 10.10.2024). DOI: https://doi.org/10.3390/math11224642.
17. Tintore M., Cunha R. S., Cabral I. A scoping review of problems and challenges faced by school leaders (2003 to 2019) // Educational Management Administration & Leadership. 2022. Vol. 50. №4. URL: https://journals.sagepub.com (дата обращения: 10.10.2024).